"Игры и Игрушки" №3-2012
Реборны: дань моде или начало глобального помешательства
Виниловое чадо — плод глобализации
Неопытному человеку и не отличить настоящего спящего младенца от кукольной подделки: реборн и кожей, и температурой, и весом, даже дыханием и биением сердца идентичен натуральному малышу.Собирая его «по запчастям», расписывая красками и запекая в печи, мастер не делает куклу — он творит человека. Отношение к нему бережнее, чем к младенцу: у куклы не сертификат, а свидетельство о рождении; её не продают, а усыновляют, и мастер может отказать в сделке, если жилищные условия семьи не удовлетворят потребностям винилового чада.
Вокруг реборнов в мире настоящая истерия. Одни восторженно визжат, таща домой пятнадцатую по счёту кроху и уверяя, что это хобби, ничего общего не имеющее с материнским инстинктом. Просто свои дети у них уже выросли, а содержание приёмных им не по карману. Другие покупают реборна как модный аксессуар. Третьи оттачивают на кукле азы материнства, не осмеливаясь родить реального ребёнка. Четвёртые проецируют на виниловое чадо нерастраченную или трагически оборванную родительскую любовь. А пятые ненавидят всех предыдущих, обзывают их сумасшедшими, обвиняют в чёрствости к настоящим детям и видят в реборнах корень зла, подтачивающий устои общественной морали.
Как бы то ни было, реборны своими крохотными виниловыми пальчиками держат за живое. И взрослые люди объединяются в сообщества, где могут смело обсудить и похвастаться, как купали, одевали, укачивали и выгуливали своих пупсов.
Любимые шутки в этом кругу — реакция окружающих на игрушечного ребёнка. «Родители» реборнов рассказывают, как шокировали продавцов в магазине детской одежды, как обманывали мамочек на детской площадке, как прохожие осуждали их за наряд малыша не по погоде. Иногда «кукловоды» в шутку публикуют фотографии своих «малышей» на форумах, где обмениваются снимками и общаются родители реальных детей…
Идентичен натуральному, но не настоящий
Для детей производители предлагают реборнов в виде милых зверюшек, но так ли они безобидны?Представляя своё творение на сайте, производители описывают Плео как роботизированного игрушечного динозавра, обладающего возможностями живого существа: он способен видеть, слышать звуки, чувствовать поверхность под ногами, ощущать прикосновения к спине и подбородку. При активации устройства наступает короткий период «новорождённости», который завершается, когда Плео твёрдо встаёт на все четыре лапы. Этап «формирования» длится от 30 до 40 минут, в это время он может совершать простые действия: просит, чтобы его кормили, начинает ходить, исследует окружающий мир и часто засыпает. Юность — последний неограниченный этап, во время которого Плео расширяет свои возможности к обучению, демонстрирует широкий спектр движений и навыков.
Цвет кожи, волос, разрез глаз, форма губ, ушей, носа — тысячи мастеров из разных стран мира усиленно скупают оригинальные «запчасти» для создания реборна и готовы предложить своим клиентам поразительное богатство выбора.
Как относиться к такому существу как Плео? Ведь это некое устройство, которое нужно включать, активизировать, к которому можно купить и загрузить дополнительные программы. Это знание рождает и соответствующее отношение — отстранённое, инструментальное и потребительское. Получается, что я — пользователь, а Плео — лишь «железо» для моего развлечения.
Вместе с тем, производители утверждают, что этот искусственный робот — «личность»! У него есть своя жизнь, он демонстрирует определённое поведение, умеет реагировать на прикосновения и таким образом общаться. Он проявляет эмоции. В этом смысле Плео уже субъект, претендующий на отношения со мной — в качестве питомца ли, друга, или просто экзотического создания — это уже не важно…
Ощущая это противоречие, воспитанный в гуманистических традициях человек, испытывает тревогу и протест. Ведь подобное смешение обязательно приводит к обесцениванию человеческих отношений, к их подмене. С существом вроде Плео, у которого эмоции, так похожие на настоящие, вызываются механически с помощью манипуляций, отношения теряют смысл свободного взаимодействия и больше не требуют от меня ответственности.
Что касается роботов или «виртуальных друзей» (компьютерных персонажей с заданными характеристиками), то их образ, повадки, характер и действия заранее прописаны, и вложить в них что-то свое очень сложно. Этим они напоминают реальных животных или людей, но для настоящего сходства (а также возможности совсем другой — дружеской игры и взаимодействия) им не хватает собственной воли или, можно сказать, «души».
Александра Романова,
Московский городской Центр психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек МГППУ
Реборн, рождённый как одно из проявлений популярного сегодня dollарта, быстро вырос из пелёнок коллекционной куклы. Милая крошка умудрилась завоевать сердца сотен тысяч современников по всему свету. Следом за модными тенденциями всегда следует спад. Но от общения с такими игрушками человеческие отношения обесцениваются, утрачивая моральные аспекты, превращаются в механическую игру, — считают психологи. Можно посочувствовать людям, увлечённым подобными играми, стремящимся создать из иллюзии реальность.
Дорогие читатели!
Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения будут опубликованы в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru
Рекомендуем почитать
- Комментарии