"Игры и Игрушки" №6-2015
Развивающие игры с карточками
Карточки и картинки для детей на разные темы (овощи, транспорт, времена года и другие) есть сейчас, наверное, в любой семье и в любом детском саду. Но все ли знают, как их использовать в играх с детьми? Очень часто занятия и игры с карточками ограничиваются их простым запоминанием: «Что это? Назови». А для детей постарше – к запоминанию информации на обороте карточки и её воспроизведению по просьбе взрослого. На самом же деле развивающий потенциал тематических карточек для детей огромен! Карточки можно использовать для развития воображения, речи, мышления, памяти, восприятия, внимания. Хотя такие карточки часто называются «развивающими», но сами по себе они не могут ребёнка развивать. Ведь развивается малыш только в процессе активного творческого общения с взрослыми на разные темы, в том числе и на темы, изображённые на карточках.
Требования к карточкам для детей дошкольного возраста
- реалистичное, хорошо узнаваемое изображение (или крупная фотография объекта), на котором отчётливо видны все детали;
- понятный ребёнку ракурс изображения;
- качество печати: плотный картон, яркая чёткая картинка, чистые цвета;
- отсутствие лишних отвлекающих деталей на картинке.
Игра 1. Колдун (развитие воображения)
Подготовка к игре: перемешайте карточки на разные темы в одной коробке. Можно туда же положить и детские кубики с буквами, и картинки из лото или из домино на разные темы. Закройте коробку.Первый уровень
Шаг 1. Рассмотрите с малышом картинку с изображением колдуна (или игрушку-колдуна). В качестве игрушки можно использовать самую обычную пластиковую бутылку от воды, если приклеить к ней детали лица и обмотать в «волшебный плащ» – лоскуток ткани.
Расскажите ребёнку сказку об этом колдуне: «Жил-был в одной пещере колдун. Она умел заколдовывать разные вещи: заколдует – и унесёт к себе в пещеру. Но колдун мог заколдовать только те картинки, у которых не было пары. Если картинки становились парами – то колдун не мог их взять».
Шаг 2. После этого дайте ребёнку в руки коробку и предложите с закрытыми глазами достать из неё две карточки (две картинки). Нужно объединить эти две картинки одной историей. Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошёл поздравлять своих друзей с Днём рождения или с Новым годом. Придумайте сначала такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребёнок из коробки. Затем предложите ребёнку придумать свою историю по новым двум картинкам.
Если малышу трудно – придумывайте вместе с ним. Предлагайте варианты: «Как ты думаешь, куда пошёл снеговик с корзиной – в магазин или в лес? А что он в корзину положил? Ты сам что положил бы?»
Второй уровень
Ко второму уровню игры можно переходить, если ваш ребёнок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предложите ему вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре-пять картинок. И связать их в один сюжет.
Третий уровень
Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить рассказ по ней. Можно играть командами, по очереди продолжая историю.
Игра 2. Смешинки (для развития речи)
В этой весёлой грамматической игре с карточками малыши научатся согласовывать слова в роде, числе и падеже, а также учиться задавать вопросы и отвечать на них.Подготовка к игре: перемешайте в коробке карточки на разные темы.
Ход игры: Можно играть в паре и в группе детей. Один игрок – ведущий в игре, он задаёт вопросы. Сначала эту роль выполняет взрослый. Дети-игроки берут с закрытыми глазами карточки из коробки и отвечают на вопросы ведущего. Дети не должны показывать ведущему, какую карточку они вытащили из коробки. Ведущий задаёт игрокам вопросы, например:
- На чём ты приехал домой?
- Что ты сегодня ел на завтрак?
- Что тебе подарили на День рождения?
Пример: у игрока карточка «окно». Тогда он отвечает так: «Я приехал на окне. Я ел на завтрак окно. На День рождения мне подарили окно».
Можно использовать в этой игре карточки с изображениями старинных предметов, встречающихся в русских сказках: сундук, кочерга, печь, понёва, сарафан, гребёнка, кокошник, каравай и другие. До игры нужно будет познакомить ребёнка с этими предметами и их назначением.
После каждого ответа уточняем, бывает ли такое в жизни или у нас получилась небылица? Можно ли использовать этот старинный предмет таким образом? (Например, на сундуке можно сидеть, а вот на кочерге – не получится. Гребёнкой можно причесать волосы, а вот кокошником этого не сделать).
Игра 3. Речевая игра «Да и нет» (развитие мышления и речи)
Ход игры: Возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек (пакет, папку). Ведущий игры должен спрятать в коробку карточку, а игрок – отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и нет». Сначала роль ведущего выполняет ребёнок (или группа детей), а взрослый задаёт детям вопросы:- Это живое? (Нет.)
- Это неживое? (Да.)
- Это предмет? (Да.)
- Его надевают? (Нет.)
- Им шьют? (Нет.)
- Он большой? (Да.)
- Он находится дома? (Да.)
- На нём сидят? (Да.)
Играйте с удовольствием! О других играх с карточками читайте в следующем номере.
Валасина Ася Владимировна, кандидат педагогических наук,
автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»
- Комментарии