"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Развиваем одарённых
Одарённые дети обладают особой формой познавательной мотивации, что позволяет им непроизвольно делать открытия во внешнем мире, узнавать его, становиться частью этого мира. В связи с этим необходимо создать оптимальные условия для познавательной активности детей, обладающих определёнными способностями и дарованиями, а также для выявления оптимальных психологических качеств педагогов, которые смогут правильно обучать одарённых детей.
В процессе текущей работы педагоги нашего детского сада отметили высокий уровень способностей некоторых детей в области художественно-эстетического развития. Для изучения этих способностей на базе нашего детского сада с 2008 г. по 2014 г. было проведено исследование особенностей одарённых детей. В нём участвовало 60 детей старшего дошкольного возраста, которые посещали детский сад на протяжении 4–5 лет, начиная с группы раннего развития. За это время у данных воспитанников были выявлены большие достижения в различных областях (интеллектуальной, творческой, конструктивной деятельности и т.д.).
Цель данной работы — изучение особенностей одарённых детей, опираясь на знание которых будет в дальнейшем строиться программа обучения и воспитания одарённых детей.
Задачи:
- Раскрыть возможность выявления, диагностики, развития, обучения и адаптации одарённых детей в дошкольный период.
- Выявить личностные и познавательные особенности одарённых детей. Предметом исследования стало изучение педагогических условий формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста. Нами выдвинуто предположение о том, что эмоционально-выразительный образ человека может быть сформирован при соблюдении определённых педагогических условий.
- Выявить представление о детской эмоциональности, уровне сформированности эмоциональной оценки изображаемого, степень овладения языком эмоций в рисовании.
- Установить оптимальные условия для возникновения эмоционально-эстетической реакции у одарённых дошкольников и появления желания отразить своё эмоциональное отношение в рисунке.
- Развивать средства выразительности в создании портрета.
Для выявления способности выразить в рисунке свои эмоции изобразительными и выразительными средствами были использованы наблюдение за детьми на занятиях и анализ их работ. Наблюдение велось в течение 4 занятий по следующим темам: «Рисование портрета мамы и папы»; «Нарисуй своего друга»; «Изображение сказочного образа человека»; «Изображение любимого клоуна».
Кроме того, с детьми были проведены серии занятий: «Маски». Диагностика уровня развития детского творчества («Эмоции Колобка»); «Костюмы сказочных героев» (Злая и добрая одежда); «Выставка картин» и другие.
Также дети знакомились с одним из жанров изобразительного искусства — портретом, рассматривали репродукции художников-портретистов: «Портрет дочери» Нестерова, «Аленушка» Васнецова, «Портрет Пушкина» Крамского. Дошкольники научились понимать содержание картины, замечать разные по контрасту и цвету образы, чувствовать и понимать характер изображённого образа, устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
По результатам наблюдения и анализа детских работ было обнаружено, что эмоциональное отношение к изображаемому дети передают в основном с помощью цвета и его оттенков, но недостаточно прорисовывают наиболее главные детали рисунка. Качество детских работ зависит не только от настроения детей, но и от педагогических условий, созданных на занятиях.
В ходе экспериментальной работы нами выявлены наиболее эффективные педагогические условия, способствующие успешному формированию эмоционально-выразительного образа человека в рисунках старших дошкольников:
- создание атмосферы, побуждающей к всплеску положительных эмоций у детей;
- собственная эмоциональность педагога;
- учёт индивидуальных особенностей настроения и темперамента каждого ребёнка;
- обучение приёмам изображения и овладение средствами выразительности в рисунке;
- доверительный стиль общения с детьми;
- похвала и поощрение детей в ходе занятий и после них, когда разговор будет заходить о рисунках.
- методы, основанные на игре — каждое занятие обыгрывается (имитируется небольшой сюжет);
- такие методы, как рассказ воспитателя и детей, а также приёмы: вопросы к детям, указания и пояснения, показ образов, схем, репродукций художников-портретистов являются эффективными только при установлении эмоционального контакта с детьми и доверительного стиля общения на занятиях.
Оценка качественных показателей успешности рисунков старших дошкольников
Алевтина Аникина, руководитель МАДОУ
«ЦРР — детский сад №26 «Незабудка»,
г. Долгопрудный, Московская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии