"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Развиваем фонематический слух
Такие ошибки не исчезают сами собой, а исправляются лишь тогда, когда ребёнок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчётливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.
Предлагаем родителям и педагогам четыре игровых упражнения как дополнение к обучению грамоте с целью профилактики фонематической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
Цепочка слов
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.Ход занятия: на стол выкладывается картинка, к ней в виде цепочки добавляется следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и так далее.
Инструкция: Какой звук в конце слова? Подбери картинку, название которой начинается на этот звук.
Рыбалка
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.Ход игры: двое детей берут удочки с магнитом и начинают «ловить» по очереди картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребёнок кладёт к соответствующей общей по твёрдости-мягкости или по звонкости-глухости картинке. Например: в синий автобус складываем «рыбки-картинки» с твёрдым звуком, в зелёный автобус складываем «рыбки-картинки» с мягким звуком. К девочке с именем Соня складываем «рыбки-картинки» с глухим звуком «С», к девочке с именем Зоя складываем «рыбки-картинки» со звонким звуком «З».
Инструкция: Поймай «рыбки-картинки» с глухим звуком «С» и отдай их девочке Соне, а «рыбки-картинки» со звонким звуком «З» — девочке Зое.
Рассели пассажиров
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух, слоговой анализ.Ход игры: на столе паровозик с вагончиками. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве на вагончике, и поселить их в окошки. Например: вагончики с буквами «С» и «Ш». Выложены следующие картинки: собака, слон, лягушка, сова, синица, мишка, мышка, лиса, кошка, косуля. Предварительно все слова проговариваются.
Инструкция: Угадайте кто в каком вагончике едет.
Превратите скучное обучение в весёлую игру. Вырезайте вместе картинки из журналов на разные звуки. Самостоятельно сделайте паровозик с вагончиками и различные атрибуты к играм. Это поможет вам и вашему ребёнку не только научиться грамоте играючи, но и в будущем овладеть навыками письменной речи.
Второй вариант: надо расселить в первый вагончик слова, состоящие из одного слога, во второй — из двух слогов, в третий — из трёх слогов.
Собери цветок
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую деятельность учащихся.Ход занятия: на столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква, к примеру, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками «С», «З», «Ц», «Ш». Среди этих «лепестков» с картинками ребёнок должен выбрать те, в названии которых есть звук «С».
Инструкция: Найди картинки, в названии которых есть звук «С», и собери цветок.
Любовь Фоминова, учитель-логопед
детский сад № 577, г. Москва
- Комментарии