"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Развитие социальной компетентности дошкольников в игре
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Обучающие задачи: формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека, элементарные представления о нормах современного этикета.
Развивающие задачи: развивать способность осознавать и контролировать свои чувства и переживания.
Воспитательные задачи: воспитывать умение приветствовать друг друга.
Оборудование: мяч, парашют.
Демонстрационный материал: воздушный шарик; бутафорский башмак; мягкая игрушка Лучик; изображения Золушки, Гадкого утёнка, Чудовища.
Раздаточный материал: бумажные куклы с набором одежды; фланелеграфы, наборы деталей для составления фоторобота, солнышки.
Ход занятия
(Дети играют в группе. Неожиданно появляется воздушный шарик с надписью «Здравствуйте». Дети его ловят.)
Педагог: Ребята, откуда появился этот шарик? Кто нам его прислал? Может быть, кто-то спрятался здесь? Давайте поищем. (Дети поддерживают предложение и перемещаются в поисках по залу. Лучика воспитатель отыскивает в бутафорском башмаке, сажает его себе на плечо и представляет детям.)
Педагог: Ребята, я нашла того, кто прислал нам шарик. Это озорной Лучик. Посмотрите, какой он замечательный. Вот на этом шарике он и спустился. Ой, на шарике что-то написано. Давайте прочитаем. (Дети читают слово «Здравствуйте».)
Педагог: Что означает это слово? (Дошкольники отвечают на вопрос.) Лучик знает маленькую сказку о волшебном слове «Здравствуй». Давайте её послушаем.
Педагог: Когда мы говорим кому-то «Здравствуй», над нами пролетает невидимая Фея Здоровья. Из своей маленькой корзинки она рассыпает частички здоровья. Вдыхая воздух, мы вдыхаем и эти частички. Вот почему человек, которому сказали «Здравствуйте!», становится здоровым, сильным и никогда не болеет. И человек, который произносит это волшебное слово, тоже вдыхает частички здоровья. Вот такая сказка. Давайте улыбнемся и хором произнесём это красивое слово, с которого всё начинается.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Молодцы! Ребята, Лучик хочет познакомиться с вами поближе и услышать ваши имена. Всегда очень приятно, когда звучит твоё имя. Давайте поиграем в «Наши имена» и произнесём их по очереди. (Дети садятся в круг, воспитатель знакомит их с правилами игры.)
Хлопнуть в ладоши, затем хлопок правой рукой по правому колену. Хлопнуть в ладоши, затем хлопок левой рукой по левому колену. Хлопнуть в ладоши и, повернув голову к своему соседу справа, громко произнести своё имя.
Педагог: У вас разные и красивые имена! Я заметила, что кто-то своё имя произнёс с гордостью, громко и чётко; кто-то улыбнулся, а некоторые имена прозвучали совсем негромко. Ребята, когда я была маленькой, дома меня ласково называли Галинкой. А какими ласковыми именами называют вас родители, бабушки и дедушки, родственники? (Дети называют свои ласковые имена.)
Педагог: Намного теплее и светлее стало в зале от этих имен. Лучик, осенью ребята идут в школу, и все свои тетради будут подписывать полными именами. Ты их сейчас услышишь. (С детьми проводят упражнение «Назови имя». Дошкольники встают в ряд, передают мяч соседу справа и при этом громко произносят своё полное имя.) Давайте подскажем и Лучику его полное имя.
Дети: Луч.
Педагог: А ласково как его можно назвать?
Дети: Маленькое Солнышко, солнечный Зайчик, Светлячок.
Педагог: Молодцы! Начало знакомства состоялось. Ребята, Лучик хочет поиграть с вами. (С детьми проводится игра «Солнечный зайчик».) Солнечный зайчик прыгнул тебе на ладошку. Теперь он хочет заглянуть тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Педагог: Дети, вы сегодня очень красиво одеты! Кто для вас приготовил эти наряды? (Дошкольники отвечают.) Продемонстрируйте, пожалуйста, свою красивую одежду! (Дети проходят под музыку «по подиуму»).
Педагог: Ребята, подскажите, мне слова, чтобы я могла сказать каждому из вас комплимент. (Дети говорят комплименты: чудесное платье, модная рубашка и другие.) Сегодня вас одели мамы, но что для вас в одежде самое главное? Как бы вы сами хотели одеваться? Предлагаю выбрать одежду для бумажных кукол и одеть их. (Дети выбирают бумажных кукол, одежду для них и объясняют, почему им она нравится.)
Педагог: Ребята, о каком времени года напомнил нам Лучик?
Дети: О весне.
Педагог: Весной хочется бегать, прыгать, скакать. Лучик предлагает нам поиграть. (С детьми проводится игра с парашютом «Кто быстрее пробежит».) Ребята, Лучик наш немного расстроен. Сегодня, во дворе детского сада его дразнил один мальчик: «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой». Кто же дразнил Лучика? Нам его нужно срочно найти. Сейчас мы составим его портрет, фоторобот. Ты, Лучик, должен описать его внешность. (Дети со слов Лучика составляют на фланелеграфах фотороботы. Лучик выбирает портрет.)
Педагог: Ребята, есть такой мальчик в нашем саду? (Демонстрирует портрет.)
Дети: Нет. Это чужой мальчик.
Педагог: Можно ли смеяться над внешностью человека? (Дети отвечают, и воспитатель привлекает их внимание к изображениям сказочных персонажей. Он сообщает, что Золушка, Гадкий утёнок и Чудовище - это хорошие и добрые герои, но их дразнили и обижали из-за того, что они не похожи на других.)
Педагог: Прежде, чем дразнить человека, надо подумать, что будет чувствовать этот человек. Главное в человеке не внешность, а его поступки и дела. А теперь, ребята, давайте пригласим Лучика поиграть. (С детьми проводится подвижная игра «Лавата».) Вот и пришло время расставания. Теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмёмся. Но какие же слова говорим мы, уходя?
Ирина Долгорукова, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1524, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии