"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Разноцветное драже
Я не только педагог, но ещё и мама трёх очаровательных детей. Идея создать такую игру возникла, благодаря моим сладкоежкам. Сначала были сшиты пижамы, а из обрезков красивого трикотажа с принтованными конфетками М&М's получилась замечательная математическая игра. Универсальность игры заключается в том, что она может выступать как самостоятельная единица, а может быть и частью занятия, и рассчитана на достаточно большой период использования.
В полтора года ребёнок уже может дифференцировать количество предметов, различает форму и цвет. Чем старше становится ребёнок, тем легче ему даются математические понятия. Ребёнок уже может осваивать приёмы наложения и приложения для сравнения множеств, объяснять, чем различаются разные геометрические фигуры, понимать смысл состава числа, производить элементарные математические операции в пределах десятка. Но сколько бы лет не было ребёнку, возраст дошкольника предполагает игровые действия, поэтому изучать математику с конфетками веселее. Конфетки выполнены из трикотажа, с одной стороны личико конфетки, с другой стороны одноцветная рубашка. Сами конфетки набиты синтепоном, мягкие на них приятно нажимать, в общем, конфетки-антистресс.
В набор входят: конфетки 12 штук (жёлтые – 3 шт., зелёные – 3 шт., красные – 3 шт., голубые – 2 шт., оранжевые – 1 шт.), 2 домика из плотного картона, 4 пластмассовых блюдца тех же цветов, мешочек.
Цель: продолжать обучение элементарным математическим понятиям через игровую деятельность.
Варианты игр для детей 1,5-2 года
Образовательные задачи:
- ввести понятия «один-много», «мало», «ничего», «нисколько», «несколько», «пусто»;
- обучать количественному и порядковому счёту до 3-х;
- познакомить с геометрическими фигурами «круг», «овал»;
- обучать классифицированию игрового материала по цвету и форме;
- обучать выкладыванию предметов в ряд.
- развивать внимательность;
- развивать глазомер.
- воспитывать положительный настрой к занятиям по математике;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Вариант I - «Один – много – нисколько»
(Перед ребёнком на столе лежат 10 конфет и только 1 перевёрнута.)Взрослый: Сколько конфет лежит на столе?
Ребёнок: Много.
Взрослый: Сколько конфеток перевёрнуто?
Ребёнок: Одна. (Взрослый переворачивает эту конфетку.)
Взрослый: А теперь сколько перевёрнутых конфеток?
Ребёнок: Нисколько. (Игру можно проводить несколько раз, переворачивая разные конфетки.)
Вариант I I «Один – много – ничего – пусто»
Взрослый: Что ты видишь на столе?Ребёнок: Конфеты.
Взрослый: А что у тебя в руках?
Ребёнок: Ничего.
Взрослый: Возьми одну конфетку. Сколько теперь у тебя конфеток?
Ребёнок: Одна.
Взрослый: А на столе?
Ребёнок: Много.
Взрослый: Положи её обратно на стол. Сколько у тебя теперь в руках конфеток? (Взрослый убирает конфетки в мешочек, который держит в руках.)
Ребёнок: Нисколько.
Взрослый: А на столе что-то есть?
Ребёнок: Ничего нет, пусто?
Взрослый: А в мешочке?
Ребёнок: Много. (Игру можно проводить несколько раз.)
Вариант I I I «Круг – овал»
Взрослый: Посмотри внимательно на конфетки, покажи какие из них круглые. А какие из них овальные. Правильно. Давай круглые конфетки будут жить в круглом доме, а овальные – в овальном. Смотри в домиках есть окошки, какая это фигура? (Взрослый показывает на окна в домиках.)Ребёнок: Овал. Возьми любую конфетку. Какая она по форме?
Ребёнок: Круглая.
Взрослый: Правильно. Её нужно поселить в круглый домик. Бери следующую. (Игра проводится до тех пор, пока все конфетки не окажутся в домиках.) Молодец!
Вариант V I «Цвета»
Взрослый: Назови, какого цвета конфетки.Ребёнок: Красные, зелёные, жёлтые, голубые, оранжевые.
Взрослый: У меня есть 4 блюдца – красное, жёлтое, зелёное и голубое. Нужно разложить конфетки в блюдца, в красное - клади только красные конфетки, в жёлтое – только жёлтые и так далее. (Ребёнок выполняет задание.) Давай посчитаем сколько в каждом блюдце конфет. (Взрослый вместе с ребёнком пересчитывают вслух конфетки в каждом блюдце.)
Вариант V «Порядковый счёт»
Взрослый: Я буду называть цвет конфетки, а ты её бери и выкладывай в ряд по очереди друг за другом. (Ребёнок выкладывает в пределах трёх конфеты.) Оранжевая конфета по счёту какая?Ребёнок: Первая.
Взрослый: Правильно. А голубая конфетка какая по счёту?
Ребёнок: Вторая.
Взрослый: Жёлтая конфета какая по счёту?
Ребёнок: Третья.
Взрослый: А сколько всего конфет?
Ребёнок: Всего три конфеты. (Начинаем обучать порядковому счёту сначала в пределах двух.)
Варианты игр для детей 2-4 лет
Вариант I «Уравнение 2-х множеств»
Взрослый: Посмотри, как много конфет лежит на столе (от 3-х до 5 в зависимости от уровня ребёнка). Давай их пересчитаем, но для начала их нужно выложить в ряд. (Ребёнок выполняет инструкцию.) Теперь посчитай их.Ребёнок: Один, два, три…
Взрослый: А сколько у меня в руке конфет (конфеты лежат на ладони в кучке)?
Ребёнок: Много.
Взрослый: А у кого больше: у тебя на столе или у меня в ладони? Как нам сравнить?
Ребёнок: Надо твои конфетки разложить в ряд под моими. (Выполняет.)
Взрослый: Теперь можешь ответить?
Ребёнок: У вас конфеток больше.
Взрослый: На сколько моих конфеток больше, чем твоих?
Ребёнок: На одну (две, три…)
Взрослый: Что нужно сделать, чтобы у тебя и у меня было поровну конфет?
Ребёнок: Нужно взять и положить ещё одну конфетку в мой ряд.
Взрослый: А если у меня больше нет конфет, как можно сделать поровну?
Ребёнок: Убрать одну конфетку из вашего ряда.
Взрослый: Значит, чтобы было поровну, надо добавить в твой ряд одну конфетку или убрать из моего ряда одну. Давай я дам тебе конфетку, продолжи свой ряд. По сколько у нас с тобой конфет.
Ребёнок: По четыре. (Игру можно продолжать в различных количественных вариациях.)
Вариант 2 «Состав числа»
Взрослый: Возьми из мешочка 5 конфет, выложи их в ряд и пересчитай. (Ребёнок выполняет.) Теперь переверни пятую конфетку. Сколько конфет не перевёрнуто?Ребёнок: Четыре.
Взрослый: А перевёрнутых?
Ребёнок: Одна.
Взрослый: Сколько всего конфет?
Ребёнок: Пять.
Взрослый: Значит, четыре и один будет…
Ребёнок: Пять.
Взрослый: А теперь пятую конфетку сделай первой. (Ребёнок выполняет. Взрослый задаёт те же вопросы.) Значит, четыре и один будет пять, а один и четыре тоже будет пять.
Мирьям Колчина, учитель-логопед, I кв.категории
ГБОУ школа №1259, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии