"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Путешествие в прошлое
Конспект занятия по экспериментированию, в подготовительной к школе группе
Цель: развивать поисково-познавательную деятельность детей при знакомстве с историей возникновения письменности.
Обучающие задачи: обогащать представления о способах познания окружающего мира; подвести к выводу о течении времени от прошлого к настоящему; формировать элементарные представления о профессии археолога; расширять представления об истории возникновения письменности, о назначении и информативной ценности музейных экспонатов.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение выделять и сравнивать свойства песка и глины, устанавливать причинно-следственные связи между событиями; обогащать словарный запас, развивать навыки диалогической речи.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, умение коллективно выполнять задание.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями предметов древнего быта и фрагментов наскальной росписи; карточки с символическими изображениями леса, моря, рыбы, макет скалы с «наскальной росписью».
Раздаточный материал: пластиковые тарелки (с разделителем) с песком и глиной, стаканчики с водой, кисточки, «осколки» посуды, лопатки, палочки, мисочки, пластиковые соломинки.
Предварительная работа: целевая экскурсия в Исторический музей; просмотр фрагментов документального фильма о раскопках в городище Фанагория и слайдов о Горгипии; изготовление с детьми макета скалы.
Ход занятия
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу предложить вам необычное путешествие – путешествие в прошлое. Вы готовы? (Дети отвечают педагогу, и он, сдвинув створки ширмы, открывает перед ними выставку фотографий предметов древнего быта.)
Педагог: Здесь представлены предметы, которыми пользовались люди в далёком прошлом. Некоторые из них мы видели в музее. Как же они туда попали? Кто их нашёл? (Дети высказывают предположения.) О том, как жили люди много лет назад, нам помогают узнавать археологи. Мы познакомились в музее с предметами древнего быта, посмотрели фильм и слайды презентации про раскопки древних городищ. Археологи находят предметы древности, изучают их и отправляют в музеи. Там мы с вами можем узнать о жизни людей в далёкое время. Скажите, вы хотите побыть археологами? (Дети отвечают, и педагог предлагает им подойти к столам с песком.)
Педагог: Давайте представим, что мы с вами оказались на раскопках, и вокруг только песок. Наш инструмент – кисточки. Начнём «раскопки», и действовать будем очень аккуратно, как настоящие археологи, чтобы не повредить находки. (Дети проводят «раскопки», обнаруживают под слоем песка глиняные «осколки» разной величины с фрагментами орнаментов и достают их.)
Педагог: Вы раскопали осколки древней посуды. Обратите внимание, на них есть рисунки. Давайте их рассмотрим. (Дети ощупывают, рассматривают, сравнивают «осколки» и сообщают, что на некоторых из них рисунки одинаковые.)
Педагог: Как вы думаете, почему рисунки совпадают? Интересно, что это было? (Педагог подводит детей к выводу о том, что «осколки» - это части нескольких предметов.)
Дети: Надо собрать вместе осколки с одинаковым рисунком, сложить их и посмотреть, что получится.
Педагог: Предлагаю вам найти ответы к этой загадке. (Дети договариваются и группируют «осколки» с одинаковым орнаментом. В результате сравнения формы «сколов» и прикладывания «осколков» друг к другу каждый ребёнок складывает их в единое целое.)
Педагог: У вас получились сосуды разной формы, в них хранили растительное масло и зерно. Посмотрите, на каждом сосуде рисунок. На что похожи эти изображения?
Дети: На горы. На моём сосуде лес. У меня солнце. Это рыба. У меня море.
Педагог: Давным-давно люди не умели писать и читать, они общались при помощи рисунков. Догадайтесь, о чём хотели рассказать древние люди с их помощью? (Дети высказывают предположения.)
Педагог: Наше путешествие в прошлое продолжается, предлагаю вам превратиться в древних людей. (Педагог предлагает детям подойти к макету скалы, чтобы рассмотреть и расшифровать «наскальные» рисунки.)
Дети: Человек пошёл к морю и поймал рыбу. Олень убегает в лес. Человек стреляет из лука. Дом сделали из веток.
Педагог: Люди когда-то жили небольшими группами, племенами. Как же они передавали сообщения в другие племена? Об этом мы с вами сейчас попробуем узнать. (Дети садятся за столы, на которых тарелочки с песком и сухой глиной, лупы, соломинки, ёмкости с водой, палочки, карточки с символами, картонки.)
Педагог: Представьте, что мы живём в племени и хотим отправить послание соседям в другое племя. Вы уже знаете, что бумаги тогда ещё не было. Как быть? (Дети высказывают предположения.) У вас на столах песок и глина. Потрогайте их, возьмите лупы и внимательно рассмотрите. Скажите, что у них общего и чем они отличаются. (Дети изучают песок и глину; приходят к выводу о том, что оба вещества сыпучие, но песок состоит из отдельных песчинок, а глина - из пыли.)
Педагог: Попробуйте палочками сделать рисунки на песке и на глине. (Дети рисуют.) Теперь ваши послания необходимо передать соседям. Почты в то время ещё не было, значит, их надо нести по улице. Но вдруг подует ветер! Возьмите соломинки и аккуратно подуйте на свои рисунки. Что произошло? (Дети дуют на рисунки.)
Дети: Рисунки разлетелись. Послания нельзя передать.
Педагог: Что делать? Давайте, попробуем соединить песок и глину с водой. (Дети, добавив воду, изготавливают маленькие кирпичики из песка и из глины.)
Педагог: Какими стали песок и глина? На чём можно нарисовать послание?
Дети: Песок стал рыхлым, а глина вязкой. Надо рисовать на глине. (Дети лопаточками наносят на картон слой глины, после чего палочками, выполняют на нём рисунки и по очереди раскрывают смысл своих посланий.)
Педагог: Ребята, вы помните, что древние люди не умели писать. Вот и мы вместо подписи оставим на скале отпечатки ладошек. (Дети прикладывают к скале руки с невысохшей глиной.)
Надежда Субботина, воспитатель
ГБОУ Школа № 953 Д/о № 3, г. Москва
- Комментарии