"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Путешествие в прошлое
Образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях (археолог, реставратор, экскурсовод); познакомить с понятиями «древний предмет», археологические раскопки, музей, экскурсовод; совершенствовать умение составлять целое из частей, считать парами; вспомнить названия столиц, городов нашей Родины; символическое значение курая, каждого цвета на флаге Башкортостана; познакомить с русскими предметами быта: деревянной ложкой, самоваром.
Развивающие задачи: развивать умение находить пропущенные звуки, буквы в слове, совершенствовать звуковой анализ слова; развивать умение рассказывать небольшие тексты, рисовать башкирский орнамент.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес, любознательность к древней истории России, к истории родного края.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, нарезанные части изображения самовара, контейнеры с песком, маленькие картинки-изображения древних предметов в паре с современными, напечатанное на полоске бумаги слово «самовар» с пропущенными буквами, флаг Башкортостана, цветные квадратики для звукового анализа слова, бумажный силуэт пиалы, набор материалов для рисования.
Предварительная работа: просмотр документальных фильмов и мультфильмов об археологии, обучающего фильма для детей: «Я иду в музей», рассматривание энциклопедий.
Ход деятельности
(Воспитатель и дети стоят в кругу. Проводится игра «Угадай, чей голосок?» Водящий в центре круга закрывает глаза. Дети идут по кругу вправо-влево и произносят текст.)Мы собрались в ровный круг,
Повернёмся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок? (Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, то встаёт на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях, которые изучают и сохраняют нашу историю, они рассказывают о том, какими люди были раньше, как работали и отдыхали. Отгадайте загадку о профессии.
Он ведёт раскопки:
В поле и на сопке;
И в пустыне южной,
И в Сибири вьюжной. (Игорь Ильх)
Дети: Археолог.
Воспитатель: Кто такой археолог, чем он занимается?
Дети: Археолог проводит раскопки и находит предметы.
Воспитатель: А вы хотите сейчас стать настоящими археологами?
Дети: Да.
Воспитатель: Это наше место раскопок. (Воспитатель показывает на контейнеры с песком. Пластиковой ложечкой и кисточкой дети аккуратно достают все части, и протирают их влажной салфеткой.)
Воспитатель: Посмотрите ребята, как много разных частей мы нашли. Как узнать, что это за предмет?
Дети: Надо восстановить его.
Воспитатель: Теперь мы станем реставраторами. Кто такой реставратор?
Дети: Реставратор восстанавливает находку.
Воспитатель: Давайте соберём части в единую картинку. (Дети выкладывают на столах по частям, детали изображения самовара.)
Воспитатель: А теперь мы помещаем наши заготовки в специальный, склеивающий аппарат. Что у нас получилось?
Дети: Расписной самовар.
Воспитатель: Да, похоже на самовар, здесь внизу написано название, но оно не понятно, стёрто. Давайте станем учёными-языковедами и восстановим это слово в нашей лаборатории. Вот слово, но в нём не хватает букв. Вставьте пропущенные буквы, чтобы прочитать название. Какое слово у вас получилось?
Дети: Самовар.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Прочитай слово по слогам. (Дети читают.) Это сложное слово или простое? Давайте определим из каких звуков состоит это слово? (Дети выполняют звуковой анализ слова.) Дети, мы нашли части самоваров, затем отреставрировали их, определили название. Теперь настало время отвезти находку в музей, чтобы всем людям показать. А поедим мы на поезде. (Проводится физкультминутка.)
Воспитатель: Вот мы и приехали в музей. Ребята, а что такое музей?
Дети: Музей – это место где собираются, хранятся, изучаются предметы древности: картины, скульптуры, предметы быта разных народов.
Воспитатель: А зачем всё это собирать и хранить?
Дети: Чтобы знать, как жили люди раньше, знать историю нашей Родины и всего мира.
Воспитатель: Как называется профессия человека, который рассказывает об экспонатах.
Воспитатель: Проходим в зал, где представлены экспонаты нашей башкирской культуры. Как же называется наш край? Наша Родина, место, где мы живём?
Дети: Башкортостан.
Воспитатель: Назовите столицу Башкортостана.
Дети: Уфа
Воспитатель: Какие ещё города Башкортостана вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Дети: В городе Салават.
Воспитатель: Какие достопримечательности нашего города вы знаете? Что означают цвета нашего флага?
Дети: Зелёный цвет означает свободу; белый – миролюбие, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий – ясность, добродетель и чистоту помыслов.
Воспитатель: Что же означает рисунок в середине флага?
Дети: Курай – олицетворяет дружбу всех народов Башкортостана.
Воспитатель: Вот и пришло время рассказать о следующем экспонате – Курае. (Ребёнок рассказывает о Курае. Звучит музыка курая.)
Воспитатель: Мы с вами говорили о самоваре и о русском чаепитии, но башкирский народ тоже очень любит пить чай. В древности башкиры пили чай не из блюдец, не из чашек, а из чего?
Дети: Из пиалы.
Воспитатель: Давайте и мы тоже нарисуем красивую, нарядную пиалу для чаепития с башкирским орнаментом. (Проводится пальчиковая гимнастика «Замок».)
На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, повертели,
Постучали и открыли. (Дети наносят башкирский орнамент на бумажную заготовку в форме пиалы.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по профессиям, которые помогают сохранить историю нашей Родины. Какие професии вы запомнили? Какие предметы старины нашли своё место и в наше время? (Ответы детей.) Какие красивые получились пиалы, молодцы! (Организация совместного чаепития.)
Елена Леонова, воспитатель
Ольга Никифорова, ст. воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 59»
г. Салават, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Рисование-экспериментирование «Мы рисуем море»
- Международный конкурс для педагогов и психологов «Лучшая авторская игра»
- «Гвоздики», «Муха» и другие
- Комментарии