"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Путешествие в осень
Образовательные задачи: продолжать закреплять умение выделять отличительные признаки осени, названия овощей, фруктов; расширять лексический запас дошкольников, обогащая его прилагательными, сравнениями; совершенствовать навык составления короткого рассказа на заданную тему; учить выделять ударный слог, правильно ставить словесное ударение.
Формирующие задачи: продолжать формировать культуру устной речи, совершенствовать у детей чёткие энергичные движения артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти; формировать умения и навыки совмещать движения речевого аппарата и кистей рук.
Развивающие задачи: продолжать развивать речевое дыхание; развивать понимание и умение объяснить переносное значение пословиц; развивать и тренировать умение и навыки детей пользоваться мимическими мышцами.
Воспитательная задача: воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. В ходе образовательной деятельности осуществляется индивидуальная работа по контролю правильного звукопроизношения с несколькими детьми группы, а также осуществляется работа по проговариванию полного развёрнутого предложения.
Предварительная работа: беседа воспитателя об осени, заучивание пословиц, изготовление плана группы.
Материалы и оборудование: зеркала по количеству детей, картинки с изображениями признаков осени, корзинка, осенние украшения, магнитная доска, коврик.
Ход деятельности
Логопед: Ребята, предлагаю вам посмотреть на план группы (изготовлен заранее) и определить, куда зовёт нас речевая тропинка (рабочие столы). (Перед зеркалом проводятся логоритмические упражнения с движениями рук и упражнения, направленные на развитие мимической выразительности лица: грусть-радость.)Логопед: Вот и закончилось лето. Нам грустно расставаться с этим тёплым и радостным временем года. Но вслед за ним приходит другое время года. Вы знаете, какое?
Дети: Осень.
Логопед: Правильно. Наша тропинка указывает нам путь дальше. (Дети направляются в уголок природы.)
Логопед: Ребята, посмотрите на убранство группы и уголка природы. Осень приносит нам разное настроение, оно может быть то грустное, то весёлое. Как вы думаете, какая осень заставляет нас грустить?
Дети: Пасмурная, дождливая, хмурая, тоскливая, холодная, унылая.
Логопед: Покажите, какое у вас настроение, когда наступает поздняя осень, идёт дождь. Вокруг большие лужи. На улице холодно. Дома сидеть грустно. (Дети с помощью мимики лица выражают своё отношение к дождливой пасмурной осени.)
Логопед: Правильно вы показали. А какая осень нас радует, поднимает настроение?
Дети: Золотая, солнечная, светлая, разноцветная, яркая.
Логопед: Вот и наше настроение изменилось. Мы улыбаемся, нам стало весело. (Логопед вместе с детьми выполняет упражнение «Ветер», направленное на развитие речевого дыхания.)
Логопед: Осенью дует сильный ветер. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе длительно произносите с усилением голоса звук: « У-у-у-у-у-у», подражая дуновению ветра. (Контроль над диафрагмальным дыханием – рука располагается на животе.)
Ветер дул так сильно, что оставшиеся листья облетели. (На листочках изображены картинки по признакам осени.)
Логопед: А теперь, ребята, давайте вспомним признаки осени. (Со стороны логопеда осуществляется контроль за проговариванием полными предложениями и с разной интонацией. При необходимости педагог демонстрирует правильный образец речи.)
Логопед: Осенью люди собирают урожай. А ещё осенью желтеют листья. (Логопед предлагает одному ребёнку составить рассказ об осени с опорой на картинки.)
Логопед: Куда зовёт нас наша тропинка? (Демонстрируется ковёр – это осенняя полянка.) Ребята, мы очутились на осенней полянке. (Проводится физкультминутка «Листья», направленная на координацию речи с движениями. Логопед вместе с детьми проговаривает текст.)
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Ребята приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Выполняются движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Дети поднимаются и кружатся.)
Логопед: Молодцы, ребята, какой красивый и весёлый листопад у вас получился. (Далее логопед проводит работу над дикцией.)
Логопед: А теперь давайте отдохнём на нашей полянке и сядем по-турецки. (Индивидуально показать детям как правильно сесть.) Осень дарит нам не только разное настроение. У осени много слов, которые мы можем собрать в корзинку.
Я найду слова везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово! (Логопед предлагает детям назвать слова, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполняется хлопок, на ударный – хлопок по коленям. Предлагаемые слова: осень, дождик, лужи, ветер, золотая, поздняя, грибы, урожай, туча, щедрая. Ответы детей.)
Логопед: И снова тропинка зовёт нас дальше. (Дети подходят к театральному уголку и проводится игра «Узнай по вкусу»).
Логопед: Дети, про осень есть много пословиц. Какие пословицы знаете вы? (Ответы детей.) Я тоже знаю пословицу, послушайте: «Осень-запасиха, зима-подбериха». (Логопед предлагаю детям объяснить значение этой пословицы.) Вот и нас осень захотела порадовать своими дарами, передала запасы и угощения. (Дети с закрытыми глазами пробуют и называют овощи или фрукты.)
Логопед: Какие же вы молодцы, угадали все овощи и фрукты. Шагая по нашей тропинке, давайте мы ещё раз вспомним об осени. Какая она бывает? Что происходит в природе осенью? Назовём осенние месяцы. Что осень дарит человеку? Что значит выражение «Золотая осень»? (Ответы и рассуждения детей.) Молодцы, ребята! Я думаю, наше путешествие в осень получилось интересным и познавательным.
Ирина Артамошкина, учитель-логопед
МБДОУ д/с №124, г. Челябинск
Рекомендуем почитать
- Cпорткомплексы для всестороннего развития
- Оформляем документы проектной деятельности
- «Светлячок мини»
- Комментарии