"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Путешествие по земле Самарской губернии
Задачи:
- идентифицировать себя, как гражданина Самарской земли независимо от национальности;
- формировать навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
- продолжать знакомить с многообразием этнического состава народов Самарского края (русские, татары, мордва, чуваши и другие), понимать, что люди разных национальностей, проживающие на территории страны, являются россиянами;
- воспитывать человеколюбие и толерантность, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям других народов.
Ход деятельности
(Воспитатель приветствует детей на интеллектуальной игре–квесте и рассказывает о правилах её проведения.)Воспитатель: Квест – это игра-путешествие, в ходе которой на различных «станциях» выполняются интересные задания и решаются головоломки, посвящённые Самарской области. За выполненные задания команда получает карточки с ключевым словом, из которых в конце игры нужно составить предложение. (Дети делятся на 3 команды, вынимая фишки синего, жёлтого и белого цветов из мешочка, выбирают капитана команды.)
Воспитатель: А для начала мы проведём интеллектуальную разминку для команд перед основной игрой. (Команды поочерёдно отвечают на вопросы.)
- Назовите главный город Самарской области?
- Назовите главную реку в Самарской области?
- Назовите театры, которые вы знаете в нашем городе Тольятти.
- На каком необычном общественном транспорте можно передвигаться в Самаре?
- Каких вы знаете людей, прославивших наш город Тольятти?
- Как называется самый большой заповедник в Самарской области?
Станция «Секреты карты»
Задание 1. Отметить наклейками географические объекты, указанные в задании: река Волга, река Сок, город Самара, город Тольятти, Самарская Лука. (Дети читают названия географических объектов на карточке, рассматривают физическую карту Самарской области, находя нужные объекты – отмечают их фишками.)Задание 2. Определить по картинкам коренные национальности Самарской области. (Дети рассматривают картинки людей в национальных костюмах на карте, определяют национальность, располагают карточку с флагом соответствующей национальности рядом с картинкой, объясняют свой выбор. За выполненное задание команда получает карточку с ключевым словом – «Самарский».)
Станция «Парк Дружбы народов»
Задание 1. Педагог предлагает детям посмотреть видеоролик о Самарском этнографическом комплексе «Парк Дружбы народов».Воспитатель: Сколько подворий в парке? Какие именно народности вы узнали или запомнили? Что можно посмотреть на подворье?
Задание 2. Воспитатель предлагает украсить вырезанные из картона домики национальными орнаментами и устроить свой «Парк дружбы». (За выполненное задание команда получает карточку с ключевым словом – «Край».)
Станция «Культурное наследие»
Задание. Дети рассматривают иллюстрации презентации «Узнай памятные и исторические места Самарской губернии» с изображением памятных мест Самарской области, узнают, советуются между собой и называют их. (За выполненное задание команда получает карточку с ключевым словом – «Сердце».)Станция «Известные люди»
Задание. Воспитатель предлагает рассмотреть фото известных людей Самарской области, назвать их, рассказать, чем они занимались, и вписать фамилию человека в строку с соответствующей цифрой. В результате должно получиться ключевое слово, которое дети записывают на карточку и забирают с собой. (За выполненное задание команда получает карточку с ключевым словом – «Всей».)Станция «Праздники в Поволжье»
Задание. Вспомнить и назвать праздники, которые отмечают народы Поволжья.Русские: Масленица, Спас медовый, Спас яблочный, Спас орехово-хлебный, Рождество, Праздник плуга, Пасха, Праздник урожая.
Татарские: Собантуй (праздник плуга), Пасха, Саламат (праздник благодарности земле), Дервиза (праздник урожая).
Мордовские: Шумбрат (во здравие будьте, встреча, ярмарка), Пасха, Спас, Масленица.
Чувашские: Саварни (масленица), Манкун (весенний Новый год), Акатуй (праздник плуга), Чушмеле (праздник урожая).
(Воспитатель предлагает выбрать из копилки игр подвижную игру любого из народов Поволжья. За выполненное задание команда получает карточку с ключевым словом – «России».)
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: развитие ловкости и внимания.Ход игры: играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же самое происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды.
(Пройдя все испытания, участники игры возвращаются к старту. Команда собрала слова, из которых необходимо выложить фразу: «Самарский край – сердце всей России». Звучит песня Сергея Войтенко «Самарский край». Воспитатель награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная команда», «Самая творческая команда», «Самая находчивая команда», «Самая активная команда», «Самая смекалистая команда» и другие.)
Ирина Сопнева, воспитатель,
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад № 182 «Золотой ключик»,
г. Тольятти, Самарская область
- Комментарии