"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Путешествие капельки
Образовательная деятельность по экспериментированию с водой в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи
Образовательные задачи:
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», беседа о дожде, экспериментальная деятельность с водой и песком, экологическая игра «Волшебница вода».
Воспитатель: На столах перед нами лежат подносы с губками. На что эти губки похожи? Они напоминают тучи, которые будто спустились к нам с неба. (Дети трогают губку сверху и снизу. Сверху она сухая, а внутри слегка влажная, как настоящее облако. Затем дети сжимают губки.)
Воспитатель: Почему из такой «тучи» не идёт дождь? Пока ещё в облаке капелек не очень много. (Дошкольники добавляют в «облако» немного воды из стаканчика. Воспитатель показывает, как нужно сделать.) Что произойдёт если губку сжать? (Дети проверяют свои предположения опытным путём.)
Воспитатель: Получается дождь, но он пока несильный. Можно сказать, что получился тихий грибной дождь. (Затем на «облако» выливают всю воду из стаканчика.) Что сейчас произойдёт, если сжать губку? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их – осторожно поднимают «облако», превратившееся в тяжёлую «тучу», над подносом.)
Воспитатель: Как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжёлыми для «тучи» и выпадают дождём. (Дети повторяют опыт несколько раз.) Какой дождь получился? (Сильный.)
Воспитатель: Вот так всё происходит в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.
Воспитатель: А сейчас мы изобразим струйки дождя. (Игра «Дождик из бутылки». Воспитатель убирает спички из отверстий бутылки, наполненной водой. Дети ловят «струйки дождя» ладошками.)
Воспитатель: Наши руки промокли. А как человек спасается от дождя? (Ответы детей.) Правильно, зонтик, плащ, резиновые сапожки защищают нас от дождя. А мы с вами одели дождевики, поэтому нам не страшен дождь. Встаньте под дождик. Вы промокли? Почему? (Дети встают под «струйки» в дождевике, отмечают, что полиэтилен не пропускает воду.)
Воспитатель: Вы готовы продолжить наше приключение? Я хочу вам рассказать всего лишь ободной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного. Хочешь?». «Конечно, хочу!» – кивнула своим озорным хвостиком Капелька и в ту же секунду оказалась на земле. (Дети выполняют фонопедическое упражнение. «Прогулка».)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это плывёт по озеру? (Дети подходят к ванночке с водой. На ней плавает кувшинка и фигурка Дюймовочки.) Почему вы решили, что это Дюймовочка? (Ответы детей.) Посмотрите, в озере плавает не только лист кувшинки с Дюймовочкой, но и лепестки цветов, а на дне лежат камушки. Почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне?
Дети: Потому что камни тяжелее воды.
Воспитатель: Перед вами предметы из разного материала. Выберите только те, которые не утонут в воде, потому что они легче, чем вода. (Дети выбирают предметы из разного материала.) А теперь проверим, верно ли вы определили. (Дети называют материал, из которого изготовлен предмет и опускают в воду.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Дюймовочка очень огорчена тем, что мы засорили её озерцо. Как нам её порадовать? (Убрать мусор из озера, воспользовавшись сачком.)
Воспитатель: Молодцы! Мы – друзья природы, поэтому никогда не будем засорять её реки и озёра. А наше путешествие с капельками продолжается. Наша любопытная Капелька поняла, что одному без друзей на свете очень нелегко прожить. Капельки решили подружиться с маленькими песчинками. Они пролились дождём в песок и увидели, что песчинки лежат в песке каждая отдельно друг от друга. Потрогайте сухой песок. Какой он?
Дети: Песок мягкий, рыхлый, рассыпчатый, сыпучий.
Воспитатель: Давайте возьмём лупы и рассмотрим сухие песчинки. Как они выглядят? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к кругу.) А сейчас мы покажем, как дождик полил песочек. (Дети берут брызгалки и поливают песок только в одной половине песочницы.)
Воспитатель: Капельки крепко взялись с песчинками за ручки, встали в дружный хоровод. Посмотрим, как изменился песок после того, как в него попали капельки. Чем отличаются песчинки? (Они стали темнее, плотно прилетают друг к другу.)
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в песчинки и покажем, как они двигаются в песке – в сухом и влажном. Как расположены песчинки в сухом песке? А во влажном? (Песок «влажный» – дети берутся за ручки, встают в хоровод, песок «сухой» – бегают.)
Воспитатель: Вот так капельки научили песчинки дружить. Но тут выглянуло солнышко. Оно посветило, нагрело песочек. Как вы думаете, где оказалась капелька? (Ответы детей.) Правильно, она вместе с другими капельками испарилась, поднялась в воздух и снова оказалась в тучке.
Воспитатель: Вот и закончилось наше весёлое путешествие вместе с капелькой. Где она побывала? Какое приключение капельки вам больше всего понравилось?
Образовательные задачи:
- формировать представление детей об образовании воды;
- рассказать о круговороте воды в природе;
- продемонстрировать все свойства воды, рассказать о видах дождя, а также о составе песка, его свойствах.
- развивать внимание, память, речь;
- стимулировать воображение;
- активизировать логическое мышление, слуховое восприятие, координацию движений.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- поддерживать дружеские отношения.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», беседа о дожде, экспериментальная деятельность с водой и песком, экологическая игра «Волшебница вода».
Ход занятия
Воспитатель: Три, два, раз! Начинаю свой рассказ! Жила-была на небе большая синяя Туча. Она очень любила поливать дождём землю. Сейчас мы покажем, как она это делала. (Эксперимент «Как рождается дождь».)Воспитатель: На столах перед нами лежат подносы с губками. На что эти губки похожи? Они напоминают тучи, которые будто спустились к нам с неба. (Дети трогают губку сверху и снизу. Сверху она сухая, а внутри слегка влажная, как настоящее облако. Затем дети сжимают губки.)
Воспитатель: Почему из такой «тучи» не идёт дождь? Пока ещё в облаке капелек не очень много. (Дошкольники добавляют в «облако» немного воды из стаканчика. Воспитатель показывает, как нужно сделать.) Что произойдёт если губку сжать? (Дети проверяют свои предположения опытным путём.)
Воспитатель: Получается дождь, но он пока несильный. Можно сказать, что получился тихий грибной дождь. (Затем на «облако» выливают всю воду из стаканчика.) Что сейчас произойдёт, если сжать губку? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их – осторожно поднимают «облако», превратившееся в тяжёлую «тучу», над подносом.)
Воспитатель: Как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжёлыми для «тучи» и выпадают дождём. (Дети повторяют опыт несколько раз.) Какой дождь получился? (Сильный.)
Воспитатель: Вот так всё происходит в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.
Воспитатель: А сейчас мы изобразим струйки дождя. (Игра «Дождик из бутылки». Воспитатель убирает спички из отверстий бутылки, наполненной водой. Дети ловят «струйки дождя» ладошками.)
Воспитатель: Наши руки промокли. А как человек спасается от дождя? (Ответы детей.) Правильно, зонтик, плащ, резиновые сапожки защищают нас от дождя. А мы с вами одели дождевики, поэтому нам не страшен дождь. Встаньте под дождик. Вы промокли? Почему? (Дети встают под «струйки» в дождевике, отмечают, что полиэтилен не пропускает воду.)
Воспитатель: Вы готовы продолжить наше приключение? Я хочу вам рассказать всего лишь ободной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного. Хочешь?». «Конечно, хочу!» – кивнула своим озорным хвостиком Капелька и в ту же секунду оказалась на земле. (Дети выполняют фонопедическое упражнение. «Прогулка».)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это плывёт по озеру? (Дети подходят к ванночке с водой. На ней плавает кувшинка и фигурка Дюймовочки.) Почему вы решили, что это Дюймовочка? (Ответы детей.) Посмотрите, в озере плавает не только лист кувшинки с Дюймовочкой, но и лепестки цветов, а на дне лежат камушки. Почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне?
Дети: Потому что камни тяжелее воды.
Воспитатель: Перед вами предметы из разного материала. Выберите только те, которые не утонут в воде, потому что они легче, чем вода. (Дети выбирают предметы из разного материала.) А теперь проверим, верно ли вы определили. (Дети называют материал, из которого изготовлен предмет и опускают в воду.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Дюймовочка очень огорчена тем, что мы засорили её озерцо. Как нам её порадовать? (Убрать мусор из озера, воспользовавшись сачком.)
Воспитатель: Молодцы! Мы – друзья природы, поэтому никогда не будем засорять её реки и озёра. А наше путешествие с капельками продолжается. Наша любопытная Капелька поняла, что одному без друзей на свете очень нелегко прожить. Капельки решили подружиться с маленькими песчинками. Они пролились дождём в песок и увидели, что песчинки лежат в песке каждая отдельно друг от друга. Потрогайте сухой песок. Какой он?
Дети: Песок мягкий, рыхлый, рассыпчатый, сыпучий.
Воспитатель: Давайте возьмём лупы и рассмотрим сухие песчинки. Как они выглядят? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к кругу.) А сейчас мы покажем, как дождик полил песочек. (Дети берут брызгалки и поливают песок только в одной половине песочницы.)
Воспитатель: Капельки крепко взялись с песчинками за ручки, встали в дружный хоровод. Посмотрим, как изменился песок после того, как в него попали капельки. Чем отличаются песчинки? (Они стали темнее, плотно прилетают друг к другу.)
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в песчинки и покажем, как они двигаются в песке – в сухом и влажном. Как расположены песчинки в сухом песке? А во влажном? (Песок «влажный» – дети берутся за ручки, встают в хоровод, песок «сухой» – бегают.)
Воспитатель: Вот так капельки научили песчинки дружить. Но тут выглянуло солнышко. Оно посветило, нагрело песочек. Как вы думаете, где оказалась капелька? (Ответы детей.) Правильно, она вместе с другими капельками испарилась, поднялась в воздух и снова оказалась в тучке.
Воспитатель: Вот и закончилось наше весёлое путешествие вместе с капелькой. Где она побывала? Какое приключение капельки вам больше всего понравилось?
Наталья Потеряхина, воспитатель
МБДОУ Д/с № 1, г. Салават
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку