"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Птицы зимой
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – очень популярна в детском саду и школе. Игры с элементами ТРИЗ развивают логику, память, умение анализировать и решать логические задания. Они помогают детям мыслить нестандартно, системно, развивают творческое начало. Дети, занимающиеся ТРИЗ, могут анализировать предметы окружающего мира, находить ответы на сложные вопросы. А основным рабочим механизмом является алгоритм решения задачи, который даёт педагог. С помощью него дети могут самостоятельно выполнять задания.
Один из приёмов ТРИЗ – «Системный оператор» – помогает детям изучать предметы и природу. Он развивает умение анализировать предмет, выделять изменение предмета во времени: прошлое, настоящее и будущее, разделять его на надсистему (например, домашние или дикие животные) и подсистему – то, из каких частей он состоит (голова, туловище, хвост, лапы). Все части «Системного оператора» выкладываются карточками на экране или рисуются маркером. Поэтому другое его название – пятиэкранник. Надсистема – одна ячейка сверху, система – три ячейки посередине, подсистема – одна ячейка снизу.
Например, если анализировать кошку в «Системном операторе», то надсистема – дом (домашнее животное), система – кошка. Она изменяется во времени: в прошлом – это котёнок, сейчас – это взрослая кошка, в будущем – старая кошка. Подсистема – тело кошки состоит из туловища, четырёх лап, хвоста, головы с ушами, глазами, носом, ртом, усами. Во время разбора происходит заполнение экрана карточками.
В своей группе мы регулярно работаем с «Системным оператором». Он помогает детям быстро анализировать предмет. А для закрепления мы используем приём ТРИЗ – «Светофор». У нас надсистема – красный сигнал, система – жёлтый сигнал, а подсистема – зелёный сигнал. И в зависимости от сигнала дети должны проанализировать предмет, который им дали. Обычно, после общего анализа одного предмета на доске, эта игра не вызывает у них затруднения. Давайте рассмотрим пример занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием «Системного оператора» в старшей группе.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу прилетела синичка. Она попросила ей помочь. Наступила зима, и птицам тяжело найти корм. Поэтому мы с вами и повесили кормушки на участке. У нашей синички День рождения, она хочет много рисунков со своим изображением. Но сначала синичка проверит, знаете ли вы зимующих и перелётных птиц? Она принесла вам карточки с их изображениями.Воспитатель: Давайте каждый возьмёт карточку и скажет название птицы и к какой группе она относится: зимующие или перелётные. Ребята, а чем они отличаются? (Ответы детей.) Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются; зимующие птицы остаются в своих краях. Люди помогают этим птицам (вешают кормушки), так как им трудно найти корм под снегом. (Сова – зимующая, ласточка – перелётная, воробей – зимующая, грач – перелётная, соловей – перелётная, ворона – зимующая, дикий гусь – перелётная, галка – зимующая, дикая утка – перелётная, синица – зимующая, лебедь – перелётная.)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру! Быстро поменяйтесь карточками с соседом. По сигналу в обруч справа должны прилететь перелётные птицы, в обруч слева – зимующие.
Птицы летом все летают,
А к зиме вот улетают.
Гуси, лебеди, грачи.
Ну-ка в обручи лети! (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Кто относится к перелётным птицам? Кто к зимующим? (Ответы детей.) Все птицы прилетели в нужное место? Посмотрите внимательно. (Дети проверяют.) Поменяйтесь карточками с соседом. И мы снова полетели!
Вот зима у нас прошла.
Весной возвратиться им пора.
Наши ласточки, скворцы.
Ну-ка в обручи лети. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Посмотрите, все прилетели в свои гнёзда? (Дети проверяют.) Кто у нас относится к зимующим птицам? Кто к перелётным? (Ответы детей.) Какие вы молодцы! Нам синичка передала ещё один конверт. Давайте наши карточки уберём и посмотрим, что внутри него.
Воспитатель: Ребята, в конверте находится картинка птицы, которую мы должны разобрать в «Системном операторе». Кто это? (Ворона.) Давайте расставим карточки в таблице. (Дети заполняют таблицу: надсистема – лес, ворона – дикая птица, часть природы. Система – ворона вылупилась из яйца, из птенца выросла во взрослую ворону, с годами она состарится и станет старой вороной. Подсистема – ворона состоит из туловища, крыльев, лапок, хвоста, головы с клювом и глазами.)
Воспитатель: А сейчас давайте снова возьмём по одной карточке с птицей и сыграем в игру «Светофор». Я называю сигнал, а вы должны на красный сигнал назвать место обитания, на жёлтый – изобразить птицу: «полетать», издать звуки (почирикать, покаркать), на зелёный – сказать, из каких частей она состоит. (Дети берут по одной карточке с изображением птицы и по очереди отвечают в зависимости от сигнала, который им показал воспитатель.)
Воспитатель: Ребята, а теперь пора нарисовать портрет нашей синички. У неё же сегодня День рождения! Сначала вам необходимо сделать набросок простым карандашом: нарисовать овал – туловище, круг – голова, крылья, хвост, ноги и ветку, на которой она сидит. Затем мы её раскрасим восковыми карандашами. Грудка жёлтая, голова, хвост и крылья – чёрные. Ветку можем закрасить чёрным или коричневым цветом. Сейчас лиственные деревья голые, поэтому веточки у нас будут без листочков. А если у вас ветка хвойного дерева, то можете нарисовать хвоинки. А сейчас вы можете сесть на свои места и выполнить рисунок. (Работа за столами. Дети делают наброски в альбомах, а затем раскрашивают их восковыми карандашами.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые портреты получились у нашей синицы. Они ей очень понравились. Давайте разложим альбомы на подоконнике, чтобы все могли ими полюбоваться. (Дети по очереди раскладывают свои рисунки.) Чем мы с вами сегодня занимались? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? Кому мы с вами сегодня помогали? (Ответы детей.) А сейчас мы пойдём гулять и положим корм в наши кормушки.
Александра Ефимова,
воспитатель I кв. категории,
МБДОУ «Д/с № 28 «Лесная сказка»,
г. Елабуга, Республика Татарстан
Рекомендуем почитать
- Комментарии