"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Мы привыкли понимать коррекционную работу с детьми, как исправление/улучшение каких-либо физических особенностей, но так редко мы отводим специальные часы на коррекцию поведения учащихся. Данный конспект мы предлагаем для использования в начальной школе в рамках проведения классного часа.
Целью выполнения данной работы является обоснование собственной позиции касательно психолого-педагогической профилактики девиантного поведения в образовательной организации. Все мы знаем чёткое определение девиантного поведения - это, по сути, поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и позиций, сформированных, сформулированных и задокументированных в обществе. Само девиантное поведение может быть следствием физиологического нарушения, либо может быть сформировано в результате нахождения ребёнка в среде «благоприятной» для такого формирования: неблагополучные семьи, группировки асоциального характера и так далее. Наша задача состоит в том, чтобы вовремя распознать (выявить) склонность, либо уже фактическое девиантное поведение у ребёнка и направить все усилия на оказание помощи ребёнку, оказавшемуся «заложником» такого поведения. Существует немало способов и технологий для профилактики девиантного поведения. Такие как: устранение неблагоприятных факторов; повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; работа с детьми «группы риска».
Также существуют и другие методы для профилактики девиантного поведения. К одному из таких методов относятся воспитательные беседы. Родители и педагоги должны всячески способствовать формированию у детей правильной картины мира. Проведение классных часов и родительских собраний по темам «Профилактика девиантного поведения» - один из тех шагов, который будет способствовать донесению профилактической информации до детей.
Ход беседы
Психолог: Здравствуйте, ребята! Перед началом классного часа я бы хотела зачитать вам одну древнюю индийскую мудрость: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. Позор тому, кто ударит человека, и ещё больший позор излившему гнев на обидчика», - «Дхаммапада» Индия, III в. до н. э. (Здесь речь идёт о необходимости формировании у детей доброжелательного отношения к себе и окружающим, чувства эмпатии.) Я вчера вечером гуляла по парку и, около пруда, увидела такую картину: ребята соревновались в том, кто большее количество раз попадёт камнем по утке и утятам, которые плавали в этом пруду. Как вы думаете, то чем они занимались - это хороший поступок?Дети: Нет.
Психолог: Ну это же не их собственные утки, да и, вообще, это просто птицы, а не люди.
Дети: Нет... Так нельзя.... К животным так нельзя относиться.... Они же тоже живые существа.... Да-да, им тоже может быть больно.... Они могут сломать крыло и потом не смогут улететь...
Психолог: А что, разве надо всех живых существ жалеть и беречь?
Дети: Да-да.... Обязательно... Мы - и человек, и животные, все живые существа.
Психолог: Ребята, очень важно, чтобы вы все это понимали. Не стоит причинять вред никому. А особенно тем, кто не может за себя постоять. Вы расстроитесь, если вас будут обижать старшеклассники?
Дети: Да.
Психолог: Ребята, вот вы можете пожалеть кого-то, а ещё как вы могли бы проявить заботу о человеке и животном? Подскажите мне что нужно делать, каким образом проявлять заботу о ближних?
Дети: Помогать родителям. Защищать животных от хулиганов. Подкармливать бездомных животных, птиц на улице. Можно помочь ребёнку научиться кататься на велосипеде. Довести до дома, если он ударился и не может идти. Помочь другу с домашней работой.
Психолог: Давайте запомним, что нужно всегда заботиться и помогать ближнему!
Ребята, сейчас мы с вами обсудили необходимость и пользу хорошего поведения. Но я хочу обсудить с вами не только ваше поведение по отношению к окружающим, но и по отношению к себе. Есть такое понятие девиантное или ненормальное поведение, которое отходит от общепринятых норм, к нему можно отнести: бродяжничество, попрошайничество, тунеядство, воровство, нежелание учится, прогуливание школы, курение, вандализм, жестокость или повышенная агрессия. Есть ли среди ваших знакомых такие ребята? (Ответы детей.) Может быть кто-нибудь сам себя так когда-то вёл подобным образом? (Дети, как правило, говорят «Нет», но кто-то смущенно может опустить глаза и на это стоит обратить внимание для дальнейшей работы с этим ребёнком).
Обратите внимание, ребята, на то, что все эти действия, в конечном итоге, имеют всегда плохой конец. И если кто-то из вас захочет попробовать или уже пытался вести себя подобным образом - то они должны понимать, что к хорошей, спокойной, красивой жизни вернуться будет уже, практически невозможно: будет потеряно здоровье, потеряны друзья, потеряны знания, такие люди не могут уже хорошо учиться и найти в будущем достойную работу. (Голос педагога должен звучать спокойно, рассказ о формах такого поведения и о конечном итоге не должен проходить в запугивающих тонах. Возможно использование наглядного материала (сравнительные картинки по теме: образ жизни людей с девиантным поведением и ведущих здоровый образ жизни, по общепринятым правилам.)
Ребята, а сейчас я хочу предложить вам выполнить небольшое задание: возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, с одной стороны напишите свои мечты, а напротив какая форма девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения мешает достижению данной цели. Ещё возьмите один лист и также разделите его пополам: на одной половине листа напишем формы девиантного поведения о которых вы сегодня узнали, на другой половине - ваши действия для предотвращения такого поведения.
Ребята, сегодня мы с вами обсуждали очень важную тему: Необходимость быть отзывчивым и добрым, а также стараться не совершать поступков, которые бы могли привести вас на дорогу отклоняющегося поведения. Каждый из вас решил для себя, что стоит делать, а чего делать не нужно, для того, чтобы не стать заложником плохого поведения. Дома с родителями вы также можете ещё раз обсудить тему нашего классного часа. Поделиться с ними своими мыслями. Спасибо вам всем, ребята, за активное участие.
Елена Обернихина, педагог-психолог
МБОУ ГШИ № 2, г. Ногинск
- Комментарии