"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Психологическая программа «Игра»
В игре ребёнок свободно выражает себя, освобождаясь от напряжения повседневной жизни. Он «примеряет» к себе разнообразные роли, учится вступать в активное социально-культурное взаимодействие, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, вырабатывает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Дети испытывают потребность в общении друг с другом. К сожалению, эта потребность зачастую остаётся неудовлетворённой из-за недостатка времени и неумения общаться. В большинстве случаев сфера общения становится полем самоутверждения ребёнка. И важно создать для него условия полноценного общения. Для этого нужно смоделировать игровые ситуации, в которых у детей:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;
- формируется умение оценивать свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Игра — это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство к самовоспитанию, к свободной по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером.
Сначала мы выбирали тему, то есть находили область действия, которую ребёнок воспроизводит в игре. Сюжет игры определял последовательность событий. При выборе ролей дети стараются выполнить обязательный набор действий и правил. Ведь роль — это модель поведения и отношения, характеризующая взрослого человека. В зависимости от возраста ребёнка роли приписывается определённая функция. В дополнение к сюжету дети используют игровой материал. Чем старше ребёнок, тем важнее в игре «игровой мусор», а замещающий материал жёстко не связан с тем предметом, который замещается, он полифункционален.
Методика игры по программе проводится в следующем порядке:
- объявляем название игры и даём её краткую характеристику;
- распределяем роли, показываем исходное положение;
- объясняем ход игры и цели, к которым должны стремиться играющие;
- обращаем внимание на то, чем заканчивается игра;
- чётко формулируем правила, которые необходимо выполнять каждому игроку;
- задаём вопрос, всё ли понятно в игре её участникам (при необходимости показываем отдельные моменты и приёмы игры, проводим «пробную» игру);
- участники игры договариваются о сигналах начала и остановки игры;
- при необходимости выбираем водящего;
- подведение итогов: надо сделать необходимые замечания, разъяснения, отметить достижения отдельных участников игры или всех играющих; X приводим в порядок площадку, убираем инвентарь.
- начинать с тех игр, которые сам освоил до тонкостей;
- помнить, что ребят увлекает хорошо освоенная игра. Сложную игру можно освоить лишь за несколько раз;
- выбрав игру, определить место и время её проведения, подготовить необходимый материал;
- не спешить вводить много новых игр;
- объяснить ребятам, что смысл игры не в победе любыми путями над «противником», а в удовольствии от затраты физических и духовных сил;
- все игры должны нести в себе воспитательный потенциал.
Содержание программы «Игра»
Программа включает развёрнутую систему игр-упражнений различного целевого назначения, объединённых в познавательно-развлекательные программы в дополнение к прочитанным сказкам. Познавательно-развлекательная программа включает серию игр, которые рекомендуется проводить в одно время и которые объединены одной сказочной темой. Как правило, она решает несколько коррекционно-реабилитационных и познавательных задач. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Интересной игре он отдаётся целиком.Реализация программы позволила:
- преодолеть у детей барьеры в общении, развить чувство принадлежности к группе;
- научить легко выражать свои чувства и хорошо понимать чувства других;
- выработать уверенность в себе, честность, смелость, доброту, эмпатию;
- избежать невротических проявлений (страхи, опасения);
- создать условия для самовыражения.
О.Мариничева, педагог-психолог высшей квалификационной
категории социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Искра»
Рекомендуем почитать
- Всему основа — творческий подход
- Мультимедиа издательство «Игры и Игрушки»
- Об изучении родных языков в школах – поправки в закон об образовании в РФ
- Комментарии