"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Простор для выбора и творчества
Наша игротека базируется на следующих принципах: индивидуальная комфортность и безопасность, эстетичность, гибкость зонирования, функциональность, богатство сенсорных впечатлений, интеграция, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, половых и возрастных отличий, опережающего развития.
Цель игротеки: активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей, закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире, организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Развивающая среда игротеки динамична. Она отражает сезонные изменения в природе, доступные пониманию детей общественные события, региональные и национальные особенности, ряд общеизвестных профессий. Всё, что представлено в игротеке, находится в полном распоряжении детей. Дети сами определяют, кто чем займётся. Взрослый выступает в роли наблюдателя и научного консультанта.
Дидактическо-игровой центр
Этот центр выполняет задачу интеллектуального развития. Развивающие игры «Маленький дизайнер», «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», разнообразные конструкторы, дидактические игры всегда в распоряжении детей. Ребёнку обеспечена свобода выбора, возможность реализовать свой замысел. Это способствует развитию логического мышления, творческих способностей, учит анализу, сопоставлению, сравнению, умению делать выводы и обобщения. Множество дидактических игр изготовлено воспитателями совместно с детьми и родителями. Материал представлен настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом разной тематики, игровыми панно, разнообразными коллекциями.С большим удовольствием дети реализуют свои интересы и в сюжетных играх: «Пожарники», «Цирк», «Дом моделей», «Парикмахерская», «Семья», «Магазин», «Пешеходный переход».
Исследовательские центры
Это место для саморазвития, ориентированное на формирование у детей научно-познавательного интереса к миру природы, элементарных научных знаний. Мы отдаём предпочтение следующим формам работы: опыты, эксперименты, занятия-исследования, самостоятельная поисковая деятельность детей. При этом реализуются следующие задачи:Образовательные — развитие мышления, воображения, познавательного интереса детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формулировать свою точку зрения.
Воспитательные — формирование навыков работы в команде, бережного эмоционального отношения к природе, ответственности за порученное дело.
В центрах собран богатый материал: коллекции, оборудование для экспериментирования, научно-познавательная литература, материалы для ручного труда, схемы-алгоритмы для проведения опытов, видеофильмы. В прошлом и позапрошлом году с детьми всех групп были проведены циклы опытов «Природа и мы» и «Огород на окне».
Книжные уголки
В век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению начала угасать. Книгам дети предпочитают видео, телевидение, компьютер. Между тем книга учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности. Знакомство с ранних лет с книжными иллюстрациями формирует у детей интерес, представление о книге, как особом предмете, к которому следует относиться бережно. Задачи литературных центров: развивать устойчивый интерес к книге, как источнику знаний, умение анализировать художественное произведение, умения и навыки в ходе работы над самодельной книгой; формировать интерес к иллюстрациям, к творчеству художников-иллюстраторов.В центрах регулярно проходят выставки и презентации книг. Центры имеют различное оформление: это и коллажи, и выставки, и «читальные залы». У детей есть возможность изготовить своё неповторимое издание.
Спортивные уголки
Физкультурные занятия позволяют детям овладевать целыми комплексами упражнений, способствующими развитию силы, скоростно-силовых качеств и выносливости, совершенствуют координацию движений. При этом на протяжении всего занятия у детей сохраняется высокий интерес к выполнению новых движений и упражнений, возникает и поддерживается чувство «мышечной радости». Способствует этому и использование нестандартного оборудования — массажные коврики с различными раздражителями, мешочки, наполненные сухим горохом, фасолью, гречневой крупой, платочки разного цвета, палочки и шнуры. Одним из самых любимых атрибутов для выполнения гимнастических упражнений у детей являются фитболы разных размеров.Кроме того, у нас имеются авторские разработки подвижных игр, ведётся работа по приобщению детей, сотрудников и родителей к здоровому образу жизни.
Мини-музеи
Они занимают минимум места в группах. Это может быть часть спальни, раздевалка, коридор, лестница. В создании таких музеев принимают участие сами ребята, их мамы, папы, бабушки, дедушки, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, собирают коллекции. Любой мини-музей содержит экспонаты, с которыми можно играть, и даже взять их на время домой. У детей появляется интерес, обучение становится более эффективным.Тематика мини-музеев может быть различной. В группах нашего детского сада работают: музей Часов, музей Природы Хакасии, музей «Деревянный рай кухни», музей Дерева и др. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь размещаются детские работы, выполненные вместе со взрослыми. Там же находятся игры, изготовленные воспитателями совместно с детьми. Если в обычном музее ребёнок лишь созерцатель, то здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Театральные уголки
Центры театральной деятельности представлены различными видами театра (пальчиковый, теневой, кукольный, на фланелеграфе, настольный театр картинок), элементами костюмов, предметами-заместителями, шапочками для драматизации. Показ сказок — народных, авторских и сочинённых самостоятельно даёт положительную динамику речевого развития, умение выражать свои эмоции и чувства с помощью мимики и интонации для игровых образов. Разыгрывание небольших спектаклей по сказкам развивает у детей речь, умение эмоционально сопереживать героям, учит умению перевоплощения.Виды театра соответствуют возрасту, к показу и изготовлению кукол привлекаются родители. Сказка постоянно живёт в нашем детском саду. Вместе со сказочными персонажами дети познают мир, учатся думать, считать, сочинять. Именно поэтому сказкотерапия занимает первое место в работе психолога и логопеда детского сада.
Музыкальный зал
Музыкальный зал — это своего рода многофункциональная игровая площадка. Здесь проходят всевозможные развлечения, утренники, праздники. Эти мероприятия постоянно сопровождаются играми различной направленности: подвижные, музыкальные, соревновательные, народные, сюжетные. Дети их знают и с большим удовольствием играют в них. Ко всем мероприятиям меняется оформление и готовится определённая атрибутика.
Галина Жданова, зам. заведующей
Марина Микрулёва, заведующая
МБДОУ «Детский сад «Ручеёк»,
г. Сорск, Республика Хакассия
- Комментарии