"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Праздничное планирование
В нашем детском саду наряду с недельным календарно-тематическим планированием образовательного процесса широко используется праздничное планирование, с помощью которого педагоги расширяют представления воспитанников о событиях российской и мировой праздничной культуры; знакомят с праздничным этикетом, обрядами, обычаями; знакомят с многообразием профессий и людьми труда; воспитывают желание беречь и охранять окружающую природу, положительное отношение ребёнка к себе и окружающим людям, толерантность, дружелюбие, желание приносить радость людям и разделять её с окружающими, сопереживать, заботиться; укрепляют семейные ценности посредством вовлечения родителей в активное сотрудничество; обогащают словарный запас, развивают творческие способности детей; воспитывают эстетические чувства и любовь к искусству.
С древнейших времен праздники – основа человеческой культуры. Календарь праздников насчитывает в себе огромное количество различных торжеств, которые отличаются своей историей, имеют свои традиции, обряды, несут в себе различные функции, многие из них носят развлекательный характер. Существует праздничная культура, включающая в себя традиции, обычаи, обряды, праздничный этикет.
В течение календарного года по ежемесячному списку праздников, доступных пониманию дошкольников, мы знакомим детей с основными международными, государственными, народными, профессиональными праздниками как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время. Особое внимание уделяется рассказыванию детям, беседам, чтению художественной литературы, просмотру иллюстраций, презентаций, видеосюжетов, мультипликационных фильмов, сюжетно-ролевым играм, продуктивным видам деятельности воспитанников, регулярному проведению развлечений и праздничных мероприятий, организации выставок поделок, рисунков.
Дети знакомятся с профессиональными праздниками: День дошкольных работников, почты, авиадиспетчера, повара, полиции, спасателя, стоматолога, медицинских сестёр, пожарной охраны; с экологическими праздниками: День без автомобиля, моря, животных, заповедников, кошек, Земли; с социальными праздниками: День мира, пожилых людей, инвалидов, толерантности, объятий, «спасибо», улыбки, прав человека, семьи, матери в России; с культурными праздниками: День красоты, музыки, архитектуры, театра, музеев, библиотек; с познавательными праздниками: День планетариев, детского телевидения и радиовещания, анимации.
При знакомстве воспитанников с праздничной культурой мы реализуем множество идей. Так, День матери в России мы традиционно отмечаем концертной программой, на которой присутствуют мамы и настоятель Покровского храма Иоанн Бакушкин. Священник беседует с ребятами и наставляет их, напоминая о том, что важно не только с благодарностью принимать материнскую любовь, но и самому заботиться о маме: стараться не огорчать её, всегда заботиться, помогать, радовать. В ноябре 2018 года перед этим замечательным праздником в рамках действия родительского клуба в нашем ДОУ был реализован проект «Я пеку вместе с мамой». Дети группы «Зайчики» под руководством своих умелых мам испекли дома торты, пироги, печенья, пирожные. В завершении утренника дошкольникам было показано видео, на котором запечатлён этот увлекательный процесс в разных семьях. А затем дети и взрослые отправились на чаепитие, где все по достоинству оценили шедевры выпечки.
В День спасателя Российской Федерации произошло знакомство с людьми героических профессий. К нам в гости приехали сотрудники Центра по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сотрудники пожарного расчёта. С большим интересом дошкольники изучили средства спасения утопающих, строение пожарной машины, повторили разнообразные правила безопасного поведения в помещениях, на улице и в природе.
Международный день родного языка отмечали просмотром презентации и беседой на тему «Сокровищница русского языка» и знакомством с познавательными мультфильмами из серии «Наш друг Пишичитай».
Во Всемирный день защиты морских млекопитающих воспитатели рассказали детям о том, как важно беречь этих животных. Далее были организованы продуктивные виды детской деятельности: малыши группы «Вишенки» рисовали китов с помощью ватных палочек и гуаши, средняя группа «Белочки» раскрашивала изображения, старшая группа «Зайчики» выполнили коллективную обрывную аппликацию «Весёлый кит».
Таким образом мы помогаем дошкольникам расширять представления о профессиональных праздниках, праздниках, связанных с природой, наукой и техническим прогрессом, сохранением и укреплением здоровья. Воспитанники радуют нас своей заинтересованностью, активностью, патриотическим настроем, социально-нравственными чувствами, проявлением творческих способностей.
Педагогическая диагностика включает в себя несколько типов заданий: это вопросы с предполагаемыми конкретными ответами, отражающие представления детей о праздниках; вопросы на размышление, сопоставление, ситуации выбора; задания, позволяющие выявить творческие способности. Она позволяет определять знания, умения, навыки детей по вопросам праздничной культуры, выявить социально-нравственную позицию, уровень сформированности нравственных и эмоциональных чувств, фантазии, произвольности – усидчивости, аккуратности, стремления планировать этапы своей деятельности и доводить начатое дело до конца.
Диагностические вопросы и задания
- Что такое праздник? Для чего людям нужны праздники? Как ты понимаешь выражение «праздничное настроение»?
- Назови виды праздников.
- Что относится к государственной символике России?
- Перечисли календарные государственные праздники Российской Федерации.
- Какие ты знаешь русские народные праздники, и в какое время года они отмечаются?
- Какие международные праздники тебе известны?
- Что относится к живой, а что к неживой природе?
- Какие праздники, связанные с природой, ты знаешь?
- Словесная игра «Что кому нужно для работы». Ведущий называет профессию, ребёнок – предметы-помощники, затем игроки меняются местами.
- Перечисли профессиональные праздники.
- Вспомни символы, атрибуты нескольких праздников на твой выбор (например, Новый год - наряженная ёлка, Масленица – блины, День Победы – Вечный огонь).
- Какие семейные праздники ты отмечаешь с родственниками?
- Как нужно готовиться к праздничному приёму гостей?
- Как следует готовиться к походу в гости на праздник?
- Любишь ли ты дарить подарки?
- Любишь ли ты получать подарки?
- Подумай, какие подарки подойдут к этим праздникам: День знаний, День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день театра, День смеха, Всемирный день здоровья, Пасха, День Победы, Международный день семьи, День рождения.
- Какие праздники мы отмечали в этом году в детском саду, какой тебе запомнился больше всего и чем именно?
- Назови свой любимый праздник.
- Какой из праздников является для тебя самым волнительным?
- Какой праздник ты считаешь самым главным, важным.
- Прочитай стихотворение, выученное к любому празднику, на свой выбор.
- Какие праздничные песни ты знаешь?
- Придумай праздничное пожелание. Кому оно адресовано и по какому случаю?
- Какие подарки к праздникам ты делал в детском саду, а какие дома?
- Ребёнку предоставляется на выбор разнообразный материал для ручного творчества: бумага разных сортов и цветов, карандаши, краски, фломастеры, кисти, ножницы, клей, пластилин, материал для украшений и предлагается смастерить и оформить открытку к любому празднику для того человека, которому ребёнок захочет её вручить.
Оценка результатов осуществляется следующим образом: если ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, отвечает развёрнуто и достаточно быстро, владеет большим объёмом информации и охотно делится знаниями, рассуждениями, оперируя понятиями, обозначениями, проявляет творческие способности, воспитателем отмечается высокий уровень знаний, умений, навыков по теме диагностики. При среднем уровне ЗУН дети справляются с заданиями с помощью педагога, на многие вопросы затрудняются дать ответ. Дети с низким уровнем ЗУН не справляются с большинством заданий даже при педагогической помощи. Задача педагога – развить умения ребёнка так, чтобы его уровень стал выше уровня, диагностируемого в начале учебного года.
Планомерное, опирающееся на возрастные особенности развития детей и положения дидактики, методически верное приобщение дошкольников к праздничным событиям национального и мирового масштаба позволяет включить детей в действующую систему социальных отношений, расширить их кругозор, подготовить к успешному обучению в школе, заложить основы нравственности, патриотизма, толерантности, что в дальнейшем поможет вырастить достойных граждан, полноценных и полноправных членов мирового сообщества.
Данное планирование позволяет реализовать важные задачи в соответствии с ФГОС ДО: воспитание культуры личности детей, совершенствование их нравственности и духовности, обогащение знаний детей о себе и окружающем мире.
Список праздников, которые можно внести в образовательный процесс в дошкольной организации
Сентябрь1 - День знаний
8 - Международный день грамотности
9 - Международный день красоты
21 - Международный день мира
22 - Всемирный день без автомобиля
26 - Всемирный день моря
27 - День воспитателя и всех дошкольных работников
Октябрь
1 - Международный день музыки, Всемирный день архитектуры, Международный день пожилых людей
4 - Всемирный день животных
5 - Всемирный день улыбки, День учителя
6 - Всемирный день охраны мест обитаний
9 - Всемирный день почты
20 - Международный день авиадиспетчера, Международный день повара
28 - Международный день анимации
Ноябрь
4 - День народного единства
10 - День полиции
16 - Международный день толерантности
18 - День рождения Деда Мороза
21 - Всемирный день приветствий, Всемирный день телевидения
25 - День матери в России
26 - Всемирный день информации
Декабрь
3 - Международный день инвалидов
10 - День прав человека, Всемирный день футбола
12 - День Конституции Российской Федерации
15 - Международный день чая
27 - День спасателя России
28 - Международный день кино
Январь
1 - Новый год
7 - Сочельник и Рождество Христово
7-19 – Святки
11 - Международный день «спасибо», День заповедников и национальных парков
14 - Старый Новый год
19 - Крещение
21 - Международный день объятий
Февраль
2 - День воинской славы России
8 - День Российской науки
9 - Международный день стоматолога
Масленица
21 - Международный день родного языка
23 - День защитника Отечества
Март
1 - День кошек
3 - Всемирный день писателя
3 - Международный день детского телевидения и радиовещания
8 - Международный женский день
14 - Международный день рек
15 - Всемирный день сна
17 - Международный день планетариев
21 - Всемирный день поэзии, Международный день кукольника
27 - Всемирный день театра
Апрель
1 - День смеха, Международный день птиц
2 - Международный день детской книги
7 - Всемирный день здоровья
12 - Всемирный день авиации и космонавтики
18 - Международный день памятников и исторических мест
22 - Международный День Земли
29 - Всемирный день танца
30 - День пожарной охраны
31 - Пасха (дату сверять по церковному календарю)
Май
1 - День весны и труда
3 - День солнца
7 - День радио
9 - День Победы
12 - Международный день медицинских сестёр
15 - Международный день семьи
18 - Международный день музеев
24 - День славянской письменности и культуры
27 - Всероссийский день библиотек
Июнь
1 - Международный день защиты детей
5 - Всемирный день охраны окружающей среды
6 - Пушкинский день России (День русского языка)
9 - Международный день друзей
12 - День России
23 - Международный Олимпийский день
Июль
3 - День ГАИ
7 - Иван Купала
8 - Всероссийский день семьи, любви и верности
11 - Всемирный день шоколада
20 - Международный день шахмат
23 - Всемирный день китов и дельфинов
28 - День военно-морского флота
День российской почты – второе воскресенье июля
Август
5 - Международный день светофора
10 - День физкультурника
14 - Медовый спас
18 - День Воздушного Флота России
19 - Яблочный спас
22 - День Государственного флага РФ
29 - Ореховый спас
День строителя – второе воскресенье августа
Людмила Короткова, старший воспитатель
МДОУ Д/с № 9 «Дружба»
с. Черкизово Коломенского го
Рекомендуем почитать
- Сюжетно-ролевая игра «ЗооСити»
- Cпорткомплексы для всестороннего развития
- Положение о проведении конкурса «Создание условий для реализации Регионального компонента с учетом ФГОС»
- Комментарии