"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Правила дорожного движения
Одним из приоритетных методов последнего времени в работе педагогов детских садов стало активное использование различных мультимедийных средств в обучении и развитии дошкольников. Внедрение информационно-коммуникационных технологий существенно обогатило педагогический процесс, значительно разнообразило использование средств и приёмов педагогов, в том числе позволило включить новые формы работы в образовательной деятельности. Использование технологий помогает также сделать интересным и запоминающим проведение родительских собраний. На сегодняшний день метод использования интерактивных игр популярен, актуален, эффективен и интересен для детей. Но при этом практически невозможно найти готовые интерактивные игры по нужным темам. Поэтому у нас возникла необходимость создавать такие игры самим. Мультимедийная игра представляет собой воссоздание социальных отношений между игровыми персонажами, например: Маши и Миши. Мы можем видеть их поведение и способ принятия решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Предлагаю читателю познакомиться с игрой «Миша в большом городе», предназначенной для детей от 4-х до 7-и лет.
Игра «Миша в большом городе»
Игра направлена на закрепление знаний детей о правилах пешехода; знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Наземный переход»; с дорожной разметкой: «Пешеходный переход», «Островок безопасности».Ребёнку предлагается выбрать один из двух ответов и нажать на кнопку зелёного или красного цвета (в зависимости от ответа). При правильном ответе Миша начинает движение по пешеходному переходу (наземному, подземному) или стоит на островке безопасности и пропускает машины спецназначения – скорую помощь или пожарную машину. Игра должна натолкнуть ребёнка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Детям демонстрируются различные фрагменты из мультфильма с последующим обсуждением каждой представленной дорожной ситуации.
В ходе игры происходит знакомство с остановкой общественного транспорта. Дети вместе с воспитателем рассуждают, для чего нужна остановка, где она должна стоять, как человек должен себя вести на остановке.
Первая ситуация для рассматривания – где идти Мише? Предлагаются варианты ответов: по дороге или по тротуару? Дети принимают решение и отвечают. Педагог или ребёнок нажимает на красный или на зелёный квадрат. Педагог задаёт вопрос: «А что будет, если Миша пойдёт по дороге?». Организует обмен мнениями. Предлагает детям вспомнить ситуацию из собственного опыта. Старшие дошкольники строят гипотезы, формулируют и оглашают правило поведения. Аналогично рассматриваются и следующие ситуации – знаки светофора, регулируемый перекрёсток.
Особое внимание уделяется нерегулируемому перекрестку. Рассмотрев ситуацию на экране, дети принимают решение и отвечают: «Переходить проезжую часть можно только по зебре или где есть знак «пешеходный переход». Педагог обращает внимание детей на то, как правильно надо переходить улицу, если нет светофора. Дети формулируют и оглашают правило.
Аналогично рассматривается ситуация при переходе проезжей части – пропустить машины специального назначения, используя островок безопасности (на экране показ картинки островка безопасности).
Кейс на основе мультфильма «Зай и Чик»
Детям предъявляется начало ситуации (инцидента), содержащее все предпосылки для последующих событий. В нашем случае для опасности жизни зайчика. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.Кейс-технология обладает огромным потенциалом – развивается информационная компетентность детей. Дошкольники учатся воспринимать ситуацию целостно, объективно, критически, применять к себе обстоятельства. Детям демонстрируются фрагменты из мультфильма. Педагог организует просмотр отрывков, фиксирует внимание на осмыслении проблемы – игры возле проезжей части могут привести к… (Ответы детей.)
Дети воспринимают мультфильм, оглашают проблему. Педагог побуждает детей к формулированию правила безопасного поведения. Аналогично правило «Нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора», «Нельзя цепляться за транспорт». На экране изображён доктор Айболит, который даёт напутствия.
В результате работы по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно отметить следующие преимущества: возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; возрастает восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстративного материала; дети учатся доказывать свою точку зрения, формулировать правило; позволяет делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребёнок-педагог; обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
Инна Чепайкина, воспитатель 1 кат. МБДОУ
Д/с №133 «Солнечный круг», г. Москва
- Комментарии