"Игры и Игрушки" №2-2024
Подвижные игры – польза для детей
В эру цифровых технологий, когда дети всё чаще оказываются в объятиях гаджетов, вопрос их физического развития и благополучия приобретает ещё большую актуальность. С незапамятных времён дети нуждаются в движении. Однако современные тенденции показывают, что зачастую дети проводят большую часть времени, прикованные к экранам смартфонов или планшетов
Исследования специалистов неоднократно подтверждали, что подвижные дети демонстрируют более высокие показатели физического развития, у них сильнее иммунитет и они реже подвержены заболеваниям. В подвижных играх проявляются: сообразительность, выдержка, выносливость, ловкость и другие качества и навыки. Через игру дети не только знакомятся с окружающим миром, но и развивают свои пространственные навыки. Подвижные игры дарят детям море положительных эмоций и создают возможности для социализации и взаимодействия со сверстниками.
Родителям важно создать условия для регулярной физической активности детей, поощрять детей играть в подвижные игры. Это имеет решающее значение для общего благополучия и развития каждого ребёнка. Подвижность и активность способствуют физическому здоровью, формируют важные личные качества, которые будут сопровождать детей на протяжении всей жизни.
Какие бывают активные игры?
В мире активных игр существует огромное разнообразие, и это хорошо, так каждый может найти свой особенный вид спорта или активной игры. Родителям важно понять, какие именно виды активных игр понравятся вашему ребёнку, какие игры можно освоить вместе, чтобы обеспечить всестороннее и гармоничное развитие.
Какими бывают подвижные игры? Игры могут быть разделены на сложные, которые включают элементы спортивных игр, и простые, имеющие более простые правила. Игры можно разделить на такие категории, как развитие координации, баланса, гибкости и других двигательных навыков. Степень физической нагрузки – игры могут быть лёгкие, средние и тяжёлые, в зависимости от уровня физической нагрузки, оказанной на организм. Использование инструментов и снарядов - игры с использованием мяча, лыж, катания на роликовых коньках, и прочее. Формирование физических качеств - игры могут быть направлены на развитие координации, силы и ловкости, изучение баланса, улучшение скорости.
В подвижных играх также есть правила, которые помогают структурировать игру, их можно разделить на разные категории:
В сюжетно-ролевых играх участники принимают определённые роли и следуют сюжету. Простые правила позволяют задействовать разное количество участников и помогают регулировать поведение детей. Некоторые примеры сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Кондитер», «Гонщики», «Ковбои», «Почта», «Мушкетёры», «Я – шофёр» и другие.
Бессюжетные игры нацелены на развитие у детей быстроты и ловкости в движении. В них могут использоваться предметы для бросания, метания и попадания в цель. Бессюжетные игры можно проводить с небольшими группами детей: «Найди свой домик» «Догони мяч», «Найди свой цвет», «Поймай, беги» и другие.
Игровые упражнения можно организовать для небольшой группы детей. Они основаны на выполнении определённых задач: бег, прыжки, метание и тому подобное: «Кто быстрее?», «Попади в цель», «Метатели ядра», «Лягушки».
Игры с элементами соревнования – вид игр, где ловкость, быстрота и выдержка являются основными принципами. В этих играх нет сюжета, а есть дух соперничества: «Полоса препятствий», «Силачи», «Кто самый быстрый?», «Собери урожай» и другие.
Игры-забавы, аттракционы. В них можно играть семьёй на улице. Дети любят игры-забавы, они доставляют много радости и веселья. Здесь от игроков требуется сноровка и ловкость. Примеры таких игр: «Весёлые забавы», «Картошка», «Лягушка», «Снежки», «Карусели» и другие.
Более сложные игры, с элементами спорта сочетают в себе сложные элементы техники и правил, которые будут доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста. Примеры: пионербол, баскетбол, футбол, хоккей, и прочее.
Предлагаем вам примеры простых игр, которые вы наверно и так знаете, но знать и использовать – это не одно и тоже. Попробуйте поиграть вместе с малышами, поверьте, это доставит удовольствие всем.
Жмурки – старинная игра, в которую играли ещё наши бабушки, но она остаётся актуальной до сих пор. Ребёнок в эту подвижную игру сможет поиграть не только с родными, но и с друзьями. Удобно, что в «Жмурки» можно играть как дома, так и на улице.
В первую очередь выбирают ведущего и завязывают ему глаза. Остальные участники игры встают вокруг ведущего лицом в центр круга. По сигналу игроки начинают хлопать в ладоши, а ведущий старается поймать участников. Игроки убегают от ведущего, при этом хлопая в ладоши. Игрока, которого поймали, ведущий должен угадать на ощупь, не развязывая глаза. При угадывании, пойманный становится ведущим.
Игра «Удочка». В эту игру интересно играть с большим количеством игроков. Выбирается рыбак, желательно чтобы это был взрослый, но и ребёнок тоже справится с этой обязанностью. Рыбаку дают в руки скакалку (у кого нет скакалки можно воспользоваться бельевой верёвкой), он располагается в центре круга. Играющие должны изобразить рыбок и встать вокруг рыбака. Задача рыбака поймать рыбок, крутя скакалку по полу по кругу. Рыбки прыгают над скакалкой, кого поймали, то есть, кто задел скакалку, выходит из игры.
В игре «Чики-чики, бум-бум» по считалке выбирают ведущего. Дети стоят в кругу, лицом к друг другу, ведущий выходит за круг. Оставшиеся в кругу незаметно для ведущего (жестами) выбирают «заводилу», за кем будут повторять движения. Все начинают хлопать в ладоши и в такт повторять: «Чики-чики, бум-бум!»
После услышанного сигнала ведущий встаёт в круг. С этого момента время от времени заводила меняет движения незаметно для ведущего, за ним игроки повторяют его движения. Задача ведущего найти заводилу, за кем повторяют движения дети. После того, как заводила вычислен, он становится ведущим. Игра продолжается.
В игре «Невезучий» ведущий выбирается по желанию игроков. Все игроки встают напротив ведущего в линию. В руке у ведущего монета, и он предлагает игрокам угадать, что выпадет, орёл или решка, приговаривая: «Думайте без спешки, орёл или решка?» Кто не угадал – делает шаг вперёд, кто угадал – покидают игру. Игра повторяется до тех пор, пока не останется 1-2 игрока. Невезучие выполняют задание, которое загадывают другие игроки.
Ольга Михайлова, воспитатель Д/сад «Алёнушка»,
ст. Клявлино, Самарская область
- Комментарии