"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
По страницам сказки «Заюшкина избушка»
Образовательные задачи: продолжать учить детей отвечать на вопросы; закреплять навыки выкладывания предметов по схеме и под диктовку воспитателя из палочек Кюизенера; упражнять в умении отгадывать загадки, называть признаки зимы, находить слова к заданным словам (зимний, зимняя, зимнее).
Развивающие задачи: содействовать развитию коммуникативной культуры детей; способствовать развитию связной речи, мышления, памяти; активизировать и обогащать словарь детей, грамматический строй и связную речь; развивать моторику рук; совершенствовать опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: подносы, картинки с изображением сказок, наборы палочек Кюизенера, схема зайчика, контейнер со льдом.
Ход деятельности
(Воспитатель заходит в группу и вместе с детьми встаёт в круг.)Воспитатель: Дети, доброе утро! А вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю угадать загадки и узнать, какие сказки спрятались на магнитной доске. (Воспитатель загадывает загадки, при отгадывании картинки разворачивает.)
Воспитатель: Молодцы, дети, правильно отгадали, все картинки открыли. Давайте подумаем и найдём героев, которые встречаются во всех сказках.
Дети: Лиса и заяц. (Воспитатель предлагает с детьми пройти к магнитной доске и рассмотреть картинки с изображением зайца и лисы в зимних шубках.)
Воспитатель: Правильно! Это дикие или домашние животные? Да, это дикие животные, они сами заботятся о себе, строят свои жилища. Как называется жилище зайца?
Дети: Нора.
Воспитатель: А вот зимнее жилище называется лёжка. Узнать, где находится потаённое место, можно по следам зайца. Но перед тем как залечь, заяц старается запутать следы, петляет и прыгает из стороны в сторону. И только всех запутав, заяц ложится в продолговатую ямку. В ней он прячется от всевозможных врагов, а их у него хватает: волки, лисы, совы, орлы, собаки, рыси.
Воспитатель: Лиса старается тщательно укрывать своё лежбище кустарниками, ветками, травой. Днём лиса выбирается для отдыха на возвышенность в гуще травы, кустарников. В горах лисица может расположиться на небольшом выступе на обрыве скалы или резком откосе оврага. Даже в сильный мороз лиса предпочитает спрятаться на болоте, под прикрытием камыша, нежели укрываться в норе. В зимнее время в жилище её возможно застать в редких случаях, лишь во время сильной метели с обильными снегопадами. На лёжку лиса чаще всего идёт без всякой на то предусмотрительности. Запутывания следов или петель, в отличие от зайца, она не делает.
Воспитатель: Вспомните, какие дома строили звери из сказки «Заюшкина избушка»?
Дети: Ледяную и лубяную.
Воспитатель: Для нашей лисы предлагаю построить ледяной дом. Но для этого нам нужен лёд. Где же его взять? Позовём Зимушку-зиму.
Дети: Зимушка-зима, приди к нам, снега, льда принеси, деткам помоги. (Входит Зимушка-зима под музыкальное сопровождение по выбору воспитателя.)
Зимушка-зима: А вот и я! Здравствуйте, друзья мои! Вы меня звали? Чем я могу помочь?
Воспитатель: Зимушка-зима, мы хотим построить ледяной домик для лисы, но для постройки нам нужен лёд. А где его взять, мы не знаем.
Зимушка-зима: Хорошее дело задумали, решили построить дом для лисы, я вам помогу. Но сначала перечислите признаки зимы. А в какие игры можно играть зимой? (Дети перечисляют.)
Зимушка-зима: А следующее задание такое: нужно назвать, что бывает зимним, зимняя, зимнее. (Например: зимний день, зимняя шапка, зимнее утро.)
Зимушка-зима: Молодцы, много про меня знаете. Помогу вам. Вот в моей корзинке кусочки льда.
Воспитатель: Дети, а как получается лёд?
Дети: Лёд – это замороженная вода.
Зимушка-зима: Правильно, проходите за стол и давайте поможем лисе построить дом. (Дети вместе с Зимушкой-зимой выкладывают из льдинок дом лисы.)
Воспитатель: Какой красивый дом получился у лисы. А почему замёрзли пальчики?
Дети: Лёд холодный!
Воспитатель: Предлагаю согреть наши пальчики, стройтесь кружочком. (Выполняется пальчиковая гимнастика «Зайчик».)
Воспитатель: Вот как пальчики согрелись. Дети, а заяц у нас без домика, поможем и ему. Проходите за столы и садитесь на свои места. Перед вами белый лист, это сугроб. Зайчик спрятался в сугробе, а помогут нам его отыскать палочки Кюизенера. Перед Вами схема зайца – это вам подсказка. Найдите своего зайца, соберите по схеме. (Дети собирают зайца по предложенной схеме.)
Воспитатель: Вот сколько зайцев нашли, только все они в нашем снегу замёрзли, давайте и для них построим дома, используя палочки Кюизенера. (Дети под диктовку воспитателя строят домик зайчика.)
Воспитатель:
- Из двух оранжевых и двух чёрных палочек построим прямоугольник.
- Из двух фиолетовых палочек построим крышу.
- Из четырёх красных сделаем окно внутри домика.
Воспитатель: Вот какие домики прочные и тёплые у вас получились. Зайчикам очень понравились домики, и они предлагают с нами поиграть. (Проводится хороводная игра «Зайчик беленький сидит и ушами шевелит».)
Воспитатель: Дети, проверим, как лиса поживает в новом доме? Пройдём за стол с ледяным домиком. Посмотрите, на подносе под льдинками появилась вода. Как вы думаете, откуда появилась вода?
Дети: Лёд – замороженная вода. В группе тепло, поэтому лёд тает.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой дом, из построенных нами, надёжный?
Дети: Из палочек Кюизенера.
Воспитатель: Ой, посмотрите, Зимушка-зима загрустила, ей тепло в нашей группе, предлагаю танец со снежинками. (Дети исполняют танец со снежинками.)
Зимушка-зима: Красивый танец, морозом повеяло. Мне очень понравилось помогать вам. У меня есть снежный комочек, он поможет вам найти подарки, которые я приготовила. (Передаёт снежок воспитателю, прощается и уходит.)
Воспитатель: Интересно, как снежок поможет нам? (Кладёт снежок на пол и проталкивает его. Снежок катится к сугробу – корзинка, накрытая белой тканью. В корзинке сладости – белый зефир). Вот это Зимушка-зима всех угощает! Наше путешествие по сказке закончилось, пришла пора возвращаться в группу.
Наталья Ходаева, воспитатель,
Ольга Никифорова, старший
воспитатель, МБДОУ № 59,
г. Салават, Респ. Башкортостан
- Комментарии