"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Песочная терапия
Цель: корригировать психические процессы через практическую работу с цветным песком и пластилином.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знание грибов, съедобных и ядовитых;
- продолжать отрабатывать навык чтения и письма;
- воспитывать усидчивость, аккуратность при работе с песком, пластилином;
- воспитывать ЗОЖ, потребность в чистоте и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- коррегировать психические процессы через использование дидактических игр и заданий;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас через использование игр и заданий;
- развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку и зрительное восприятие.
Оргмомент (проверка настроя, готовности, внешнего вида). Развитие мелкой моторики. Актуализация опорных знаний. Пальчиковая гимнастика:
«За грибами»
В лес корзинку я беру
И грибы в неё кладу. (Ладони на себя, пальчики переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку.)
В лесу под ёлкой крошка,
Только шапка да ножка. (На кулак левой руки («ножку» гриба) положить ладонь правой руки, приподнять немного, чтобы образовался купол и шляпка).
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап!
Где сучёк давно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья?
Это я! я! я! (С поворотом кистей руки вверх в «замок». Щелчки пальцами. Потереть ладошки. Положить на стол ладошки и перебирать пальцами. Поднять руки вверх, хлопая в ладошки. Руки вниз и на пояс. Повороты туловища вправо-лево.)
Психолог: О чём мы рассказывали стихотворение? А какие вы грибы знаете? (Ответы детей.) Где растут грибы? Кто из вас ходил за грибами в лес? (Ответы детей. Взрослый читает стихотворение «Дружная семейка».)
Психолог: Сегодня на занятии мы будем говорить о грибах (демонстрация муляжей грибов, на доску прикрепляются картинки с изображением грибов: подосиновик, сыроежка, боровик, мухомор, лисичка, маслята). Какие из этих грибов вы знаете? (Ответы детей.)
Посмотрите, грибов много разных, но у всех у них есть общее: есть ножка и шляпка. (Обратить внимание детей на сходство ножки стула и ножки гриба, шляпы-головного убора и шляпки гриба. Показать картинки.) Грибы растут в лесу, в чаще: под деревьями и кустами, в траве. Давайте прочитаем, как называются эти грибы, и проговорим хором. (Дети-логопаты проговаривают индивидуально по слогам.)
Мы с вами сказали, что общего у всех грибов, а чем же они отличаются? Посмотрите, у грибов разного цвета шляпки и разной формы шляпки и ножки. (Дети называют, какого цвета шляпка у мухомора, боровика, сыроежки, маслят, подосиновиков.) Давайте почитаем, что говорится в книжке про грибы? (Стихи про грибы дети и учитель читают по книге.)
А теперь время игры!
- Игры на внимание, память и мышление: «Что изменилось?», «Что пропало?» (с картинками и муляжами грибов).
- Лабиринт «Помоги ёжикам добраться до грибочков».
- Игра-поиск по сюжетной картинки на развитие зрительной памяти «Ёжик на пне».
Психолог: Ребята, вам наверняка какой-то гриб понравился больше других. Нарисуйте его! (Рисование грибов, раскрашивание готового рисунка (дети рисуют выбранный гриб и подписывают его название.)
Физминутка «Грибочки»
Я грибочек сыроежка (руки на грудь и в стороны),
Я малюсенький (упор, присев).
Меня дети очень любят (встать, повороты туловища направо-налево, руки развести в стороны, вниз).
Я вкусненький (полуприсед, погладить живот).
Я грибочек-невеличка (полуприсед с наклоном вправо, руки перед собой).
А зовут меня лисичка (в другую сторону).
Я грибочек мухомор (ходьба на месте),
Пятнышки на шляпке (полуприсед, пятки врозь, руки перед грудью).
Почему не любите вы меня, ребятки?
«Раз грибок, два грибок»
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл (ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок (приседания).
Леший охает: устал.
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево, и направо
повернулся. Вот и славно (повороты корпуса).
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку (возвращение к рабочим местам).
Психолог: Вы нарисовали разные грибочки. Есть у вас и мухоморы и боровики. А все ли грибы можно собирать и есть? (Ответы детей.) Грибы бывают съедобные и ядовитые. Съедобные: лисички, боровики, маслята, подберезовики, подосиновики и так далее. Ядовитые: мухомор, поганка. (Демонстрация картинок.)
Ну-ка, назовите мне лишний грибок: мухомор, боровик, лисичка, сыроежка. А почему? (Ответы детей.)
Что можно приготовить из съедобных грибов? (Ответы детей: суп, салат, икру, запеканку, пожарить, посушить.) А знаете ли вы, что даже съедобные грибы могут быть очень опасны, если их неправильно приготовить и обработать.
Если вы пошли в лес за грибами и увидели гриб, который не можете узнать, не уверены, что он съедобный, не нужно его трогать и собирать. Не надо пинать его ногой, сшибать палкой. Даже ядовитые грибы нельзя уничтожать. Мухоморами лечатся лоси в лесу. А когда вы придёте из леса домой, надо обязательно помыть с мылом руки.
Психолог: Теперь вы знаете многое про грибы. Приступим к творчеству! Давайте вылепим грибы, про которые мы так много узнали.
- Работа с пластилином. (Дети выбирают цвет пластилина в соответствии с реальным цветом гриба.)
А теперь изобразим грибы при помощи песка.
- Работа с песком:
• разминка пальчиков на сухом песке (поглаживание, пересыпание, сжимание, перетирание между ладошек, зарывание кистей рук);
• рисование гриба на сухом песке палочкой;
• рисование гриба на поверхности сырого песка.
• объёмное моделирование гриба из сырого песка;
• работа с цветным песком (контурное изображение гриба дети «раскрашивают» цветным песком; грибы из белого пластилина окрашивают цветным песком);
• создание коллективной выставки «Лукошко с грибами». Подведение итогов занятия. (Решение кроссворда. Рефлексия.)
Галина Кондратьева, психолог-воспитатель
МБДОУ Д/с №20 комбинированного вида
«Дельфин», г. Саяногорск
Рекомендуем почитать
- Комментарии