"Игры и Игрушки" №4-2014
Первый раз в первый класс
Период привыкания к школе важен для каждого малыша, ведь чем легче и комфортнее ребёнку будет в новом окружении, тем скорее он приспособится к новым требованиям и условиям. Адаптационный период в среднем длится от 2 до 6 месяцев, но в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, снижается работоспособность. Нужно быть внимательными к состоянию ребёнка: головная боль, жалобы на усталость, плохое самочувствие. Иногда дети начинают вести себя, словно маленькие: просятся на руки, начинают капризничать. К этому нужно отнестись с пониманием: в этот период ребёнок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что родные рядом. На этом этапе родителям нужно проявлять заботу, быть внимательными, терпеливыми. Комфортная психологическая обстановка в семье помогает ребёнку быстрее адаптироваться.
Для того, чтобы ребёнок поскорее освоил школьный распорядок, меньше утомлялся, необходимо заранее составить и выполнять режим дня: подъём в одно и то же время, утренняя зарядка, сон. Первоклассникам рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Ученикам с ослабленным здоровьем полезен будет дневной сон. После окончания школьных занятий и обеда первокласснику необходим отдых: прогулки, подвижные игры, кружки. В 16-18 часов можно приступить к выполнению рекомендаций учителя: повторить новое, почитать, улучшить навыки кисти руки.
Чтобы учение было интересным, проходило с увлечением родителям будет полезно играть вместе с детьми.
Игра «Ученик». Родитель задаёт вопросы, а ребёнок, желая ответить, поднимает сначала руку, ждёт, пока мама разрешит ему ответить. Такая игра поможет соблюдать правила на уроках в школе.
Игра «Школа». Сначала взрослый может быть учителем, а ребёнок сидит за столом (партой). Родитель что-то пишет на листе бумаги (доске), ребёнок записывает себе в тетрадку. Взрослый задаёт вопросы, ребёнок поднимает руку, встаёт, отвечает. Потом игроки меняются ролями. Продолжительность 10–15 минут. Такая игра поможет детям научиться длительное время сохранять внимание, развивает усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал.
Игра «Рюкзачок». Предложите ребёнку самому собраться «в поход» (на прогулку). Пусть проверит все ли необходимые вещи с собой? Что возьмёт — в то и будет играть на прогулке. Такая игра развивает самостоятельность, память и чувство ответственности.
Игра «Художник». На прогулке между делом можно предложить задание что-то зарисовать в тетрадку или альбом: домик, игрушку, скамейку, листочек на дереве. Обсудите устно, чем интересен объект изображения. Ребёнок будет учиться выполнять конкретные задания, отвечать на конкретные вопросы, развивать речь. А вы не забудьте его похвалить.
Игра «Тишина». Важно, чтобы ребёнок занимался за столом какой-либо заданной взрослым работой очень тихо: рисовал, писал в течение определённого времени. Для этого можно в аптеке купить песочные часы. В процессе работы ребёнку нельзя задавать вопросы, вставать. Это формирует понятие времени, умение работать самостоятельно, никому не мешая. Такое умение очень пригодится в школе.
От совместных усилий, стараний и ребёнка, и родителей, и школы зависит качественное и успешное включение в учебную жизнь.
Для того, чтобы ребёнок поскорее освоил школьный распорядок, меньше утомлялся, необходимо заранее составить и выполнять режим дня: подъём в одно и то же время, утренняя зарядка, сон. Первоклассникам рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Ученикам с ослабленным здоровьем полезен будет дневной сон. После окончания школьных занятий и обеда первокласснику необходим отдых: прогулки, подвижные игры, кружки. В 16-18 часов можно приступить к выполнению рекомендаций учителя: повторить новое, почитать, улучшить навыки кисти руки.
Советы родителям будущих первоклассников:
- Помогите собрать всё необходимое для занятий в портфель накануне (проверьте по списку, напомните, если что-то ребёнок забыл). Но не собирайте портфель за ребёнка, это не приучит его к ответственности.
- Будите малыша спокойно, создавайте весёлое настроение. Завтрак желателен. Не торопите ребёнка. Рассчитать правильно время – ваша задача.
- Прощаясь, пожелайте ученику хорошего дня. После школьных занятий встречайте с улыбкой, спокойно, дайте расслабиться. Если ребёнок хочет поделиться, что-то рассказать, то выслушайте. Если огорчён, дайте ему время, не выпытывайте, ребёнок успокоится и всё расскажет.
- Интересуйтесь у учителя успехами, поведением, выслушивайте замечания спокойно, выполняйте рекомендации. Старайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Говорите с вашими детьми о том, что вы узнали, об их успехах и трудностях.
- При выполнении учебных заданий развивайте у ребёнка самостоятельность, присоединяйтесь к работе, если помощь действительно нужна, чаще хвалите.
- Находите минимум полчаса, которые сможете уделить ребёнку для общения, не отвлекаясь на другие дела.
- Ограничьте пребывание у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день, для поддержания хорошего зрения. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки, чувствуя с ними домашнюю защиту. Объясните, что играть можно только на перемене. К учителю первоклассники очень привязываются. Это помогает усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребёнка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребёнке. Подрыв авторитета учителя может стать причиной проблем с успеваемостью, конфликтов.
Чтобы учение было интересным, проходило с увлечением родителям будет полезно играть вместе с детьми.
Игра «Ученик». Родитель задаёт вопросы, а ребёнок, желая ответить, поднимает сначала руку, ждёт, пока мама разрешит ему ответить. Такая игра поможет соблюдать правила на уроках в школе.
Игра «Школа». Сначала взрослый может быть учителем, а ребёнок сидит за столом (партой). Родитель что-то пишет на листе бумаги (доске), ребёнок записывает себе в тетрадку. Взрослый задаёт вопросы, ребёнок поднимает руку, встаёт, отвечает. Потом игроки меняются ролями. Продолжительность 10–15 минут. Такая игра поможет детям научиться длительное время сохранять внимание, развивает усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал.
Игра «Рюкзачок». Предложите ребёнку самому собраться «в поход» (на прогулку). Пусть проверит все ли необходимые вещи с собой? Что возьмёт — в то и будет играть на прогулке. Такая игра развивает самостоятельность, память и чувство ответственности.
Игра «Художник». На прогулке между делом можно предложить задание что-то зарисовать в тетрадку или альбом: домик, игрушку, скамейку, листочек на дереве. Обсудите устно, чем интересен объект изображения. Ребёнок будет учиться выполнять конкретные задания, отвечать на конкретные вопросы, развивать речь. А вы не забудьте его похвалить.
Игра «Тишина». Важно, чтобы ребёнок занимался за столом какой-либо заданной взрослым работой очень тихо: рисовал, писал в течение определённого времени. Для этого можно в аптеке купить песочные часы. В процессе работы ребёнку нельзя задавать вопросы, вставать. Это формирует понятие времени, умение работать самостоятельно, никому не мешая. Такое умение очень пригодится в школе.
От совместных усилий, стараний и ребёнка, и родителей, и школы зависит качественное и успешное включение в учебную жизнь.
Юлия Исхакова, педагог
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку