"Игры и Игрушки" №5-2015
Педальная машина-мечта
Поколение, чьё детство прошло в Советском Союзе, прочитав этот заголовок, наверняка, мечтательно вздохнуло. Да, этот транспорт был заветным желанием любого ребёнка! Казалось бы, вот велосипед, принцип тот же самый, катайся! Но машина притягательно манила своей натуралистичностью
Эта натуралистичность неудивительна: машины для самых маленьких производились в Советском Союзе на серьёзных машиностроительных предприятиях. Многие модели напоминали реальные автомобили – с них же и делались. Если в 1950-е годы велосипед для большинства советских детей был пределом мечтаний, то в 1960-е многие малыши в СССР уже разъезжали по дворам на своих персональных автомобилях. Педальных, конечно.
За долгие годы существования этой игрушки конструкция её почти не изменилась: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска. Отличался только дизайн. На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей. С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей». Детский педальный автомобиль «Москвич», выпускался на заводе ориентировочно с 1969 по 1995г. За это время сменилось несколько поколений этих замечательных машинок.
В детской машине «Львовянка» смутно угадывались черты «взрослых» «Жигулей». «Радуга» и «Орь» имели вообще какой-то очень заграничного вида дизайн. «Радуга» даже получила приз на одной из выставок на ВДНХ. Выпускал её ЧКПЗ — Челябинский Кузнечно-Прессовый завод. Машинки «Орь» выпускались на одном из предприятий города Орск. Интересно, что эти машинки поставлялись в основном в близлежащие города и не имели широкого распространения по всей территории СССР. В 80-х годах на АЗЛК был выпущен автомобильчик, очень похожий на сам BMW образца семидесятых! Синяя педальная машина «Нева» партиями поставлялась в детские лагеря, неудивительно, что очень мало её экземпляров дошло до наших дней.
Не только на машинах могли покататься дети, но и на «настоящем»…тракторе! Назывался он «Орленок». Ещё встречались «спортивные кары», как бы их назвали на современный лад. Выпускали эти машинки белорусские коллеги, и, причём, делают это до сих пор. Продукция пользуется спросом, потому что именно эта машинка чем-то напоминает настоящие машинки из детства. Младшим братом педальных автомобилей была трёхколёсная педальная конструкция, изображавшая двуколку и запряжённую в неё скаковую лошадь, эдакая Лошадка-велосипед. Выглядело всё вместе оригинально, но главное управлялось и передвигалось. Два колеса были частью двуколки (там же располагалось сиденье для жокея), а третье (переднее) колесо было установлено под телом лошади, штампованным из жести. С помощью системы хитрых рычагов колесо соединялось с ногами лошади, подвижно прикреплёнными к туловищу, и при движении агрегата казалось, что лошадка даже скачет. Но такая конструкция встречалась намного реже, чем стандартные педальные автомобили.
Сейчас китайскими пластиковыми автомобилями завалены все отделы игрушек: яркие цвета, какой угодно дизайн, и звуковые эффекты, и световые. Но все мы знаем, что часто такая игрушка служит короткий век. А вот встречая на улице ребёнка в старой советской машинке, мы не удивляемся: ведь делали на века! Великолепное качество изготовления, много железа, настоящая подвеска, фары, сигнал… Стоили эти игрушки соответствующе: около 30 рублей. Шутка ли — ползарплаты молодого инженера. Неудивительно, что позволить себе такую игрушку могли немногие. Кроме того в СССР педальные машинки всегда были в дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно. Поэтому зачастую машинки, уже сильно подержанные, кочевали из рук в руки. Оно и понятно: дети растут быстро. Год-другой, ноги ребёнка уже не помещаются в свободное пространство машинки… А значит, пришёл черёд железному коню катать кого-то другого. С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные.
Эта натуралистичность неудивительна: машины для самых маленьких производились в Советском Союзе на серьёзных машиностроительных предприятиях. Многие модели напоминали реальные автомобили – с них же и делались. Если в 1950-е годы велосипед для большинства советских детей был пределом мечтаний, то в 1960-е многие малыши в СССР уже разъезжали по дворам на своих персональных автомобилях. Педальных, конечно.
За долгие годы существования этой игрушки конструкция её почти не изменилась: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска. Отличался только дизайн. На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей. С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей». Детский педальный автомобиль «Москвич», выпускался на заводе ориентировочно с 1969 по 1995г. За это время сменилось несколько поколений этих замечательных машинок.
В детской машине «Львовянка» смутно угадывались черты «взрослых» «Жигулей». «Радуга» и «Орь» имели вообще какой-то очень заграничного вида дизайн. «Радуга» даже получила приз на одной из выставок на ВДНХ. Выпускал её ЧКПЗ — Челябинский Кузнечно-Прессовый завод. Машинки «Орь» выпускались на одном из предприятий города Орск. Интересно, что эти машинки поставлялись в основном в близлежащие города и не имели широкого распространения по всей территории СССР. В 80-х годах на АЗЛК был выпущен автомобильчик, очень похожий на сам BMW образца семидесятых! Синяя педальная машина «Нева» партиями поставлялась в детские лагеря, неудивительно, что очень мало её экземпляров дошло до наших дней.
Не только на машинах могли покататься дети, но и на «настоящем»…тракторе! Назывался он «Орленок». Ещё встречались «спортивные кары», как бы их назвали на современный лад. Выпускали эти машинки белорусские коллеги, и, причём, делают это до сих пор. Продукция пользуется спросом, потому что именно эта машинка чем-то напоминает настоящие машинки из детства. Младшим братом педальных автомобилей была трёхколёсная педальная конструкция, изображавшая двуколку и запряжённую в неё скаковую лошадь, эдакая Лошадка-велосипед. Выглядело всё вместе оригинально, но главное управлялось и передвигалось. Два колеса были частью двуколки (там же располагалось сиденье для жокея), а третье (переднее) колесо было установлено под телом лошади, штампованным из жести. С помощью системы хитрых рычагов колесо соединялось с ногами лошади, подвижно прикреплёнными к туловищу, и при движении агрегата казалось, что лошадка даже скачет. Но такая конструкция встречалась намного реже, чем стандартные педальные автомобили.
Сейчас китайскими пластиковыми автомобилями завалены все отделы игрушек: яркие цвета, какой угодно дизайн, и звуковые эффекты, и световые. Но все мы знаем, что часто такая игрушка служит короткий век. А вот встречая на улице ребёнка в старой советской машинке, мы не удивляемся: ведь делали на века! Великолепное качество изготовления, много железа, настоящая подвеска, фары, сигнал… Стоили эти игрушки соответствующе: около 30 рублей. Шутка ли — ползарплаты молодого инженера. Неудивительно, что позволить себе такую игрушку могли немногие. Кроме того в СССР педальные машинки всегда были в дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно. Поэтому зачастую машинки, уже сильно подержанные, кочевали из рук в руки. Оно и понятно: дети растут быстро. Год-другой, ноги ребёнка уже не помещаются в свободное пространство машинки… А значит, пришёл черёд железному коню катать кого-то другого. С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные.
Статья подготовлена по материалам с сайта pikabu.ru
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку