"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Педагогическое путешествие по семейным традициям
Семья для каждого человека – это родные и близкие люди, которые тебя поддержат и направят на правильный путь и передадут опыт предыдущих поколений. В своей работе с родителями мы стараемся привить любовь к детям, к совместному творчеству, учим с уважением относиться к людям старшего поколения. Обобщая опыт работы коллектива, мы провели семинар-практикум в форме деловой игры, где постарались объединить игры, связанные с родным краем, символикой Родины, с профессиями родителей и взаимодействиями в семье.
Ход деятельности
Ведущий № 1: Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогическое путешествие по семейным традициям». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья». (Все присутствующие делятся на команды по 5 – 6 человек и занимают место за столами.)Ведущий № 1: До начала нашего путешествия по семейным традициям хочется отметить, что каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. В добрый путь по Семейному морю!
Ведущий № 1: Но для того, чтобы нам отправиться в плавание, нужны лодки. Вам придётся её сделать самим из материала, который у вас имеется (ножницы, 2 листа бумаги, скотч, фломастеры, клей, спички), и придумать им название. Время – 3 минуты. (Музыкальное сопровождение «Релаксация».)
Ведущий № 1: Итак, у всех лодки готовы, мы отправляемся в путь! (Музыкальное сопровождение «По морям, по волнам».)
Ведущий № 2: Здравствуйте, уважаемые путешественники! Рада приветствовать вас на острове «Родной край». Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Назовите столицу Башкортостана. (Уфа.)
2. Назовите самую большую реку Башкортостана. (Агидель.)
3. Назовите самую высокую гору в Башкортостане. (Ямантау.)
4. Как называется знаменитая мир пещера в Бурзянском районе? (Шульган-таш.)
5. Назовите символы Республики Башкортостан. (Флаг, герб.)
6. Что означают цвета Российского флага? («Белый» – справедливость, небо, чистота совести; «Синий» – огонь, кровь солдат, отвага, трудолюбие; «Красный» – верность, правда, мир.)
7. Что символизирует двуглавый орёл на гербе России? (Он символизирует единство, верность, сила, власть.)
8. Назовите главенствующие религии на территории Башкортостана. (Ислам и православие.)
9. Назовите города республики. (Уфа, Стерлитамак, Кумертау, Бирск, Ишимбай, Сибай, Нефтекамск, Белорецк, Белебей, Салават и т.д.)
Ведущий № 1: На каждую букву в слове «Салават» подберите прилагательное. Победит та команда, которая первая справится с заданием. (Команды выполняют задание.)
Ведущий № 2: Вам необходимо составить план занятия по ознакомлению с родным городом (карточки с указанием возрастной группы). Время – 5 минут. (Команды выполняют задание.)
Ведущий № 1: У каждого народа свои традиции. Ваша задача – подобрать правильный вариант ответа.
1. На каком зимнем празднике дети и взрослые любили переодеваться и ходили по домам весёлой гурьбой с пожеланиями благополучия?
А) Коляда*.
Б) Рождество.
В) Масленица.
2. На каком празднике люди целую неделю веселились и угощались, помогая Солнцу и провожая Зиму?
А) Коляда.
Б) Рождество.
В) Крещение.
Г) Масленица*.
3. На каком празднике башкирские и татарские женщины и девушки утром и днём сообща работали, а вечером угощались и веселились?
А) Сабантуй.
Б) Каз омэхэ*.
В) Сумбуля.
4. Какие праздники у разных народов проводились с участием лошадей?
А) Осенины.
Б) Масленица*.
В) Сабантуй*.
Г) Капустник.
5. На каких из этих праздников разные народы исполняли обряды обращения к силам природы и очищения водой?
А) Коляда.
Б) Масленица.
В) Красная горка.
Г) Рождество.
Д) Крещение*.
Е) Сабантуй.
6. Какой праздник в татарских и башкирских сёлах проводят после окончания сева?
А) Каргартуй.
Б) Сабантуй*.
В) Нардуган.
Ведущий № 1: А сейчас мы отдохнём и поиграем в башкирскую игру «Юрта». (Игроки выстраиваются в круг. Под башкирскую музыку нужно выполнить притопы, а когда музыка остановится – взять платочек. Побеждает та команда, чьи игроки смогли взять больше платочков.)
Мы весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Ведущий № 2: Вспомнили и поговорили о Родине, традициях народа, а следующее задание о взаимоотношениях в семье – «Ты мне, я тебе». Пантомимой необходимо показать родственные отношения. Выигрывает команда, которая первая отгадает семейные связи («мама заплетает дочку и разговаривает по телефону», «папа готовит завтрак сыну и читает газету», «бабушка вяжет носки и собирает внука в школу», «дед учит внука ловить большую рыбу» и т.д.)
Ведущий № 3: Молодцы! Следующее задание «Профессии родителей». Каждому получит листочек. Ваша задача – расшифровать профессию. Побеждает команда, которая быстро справится с заданием.
Ведущий № 3: Профессии расшифровали, а теперь нужно её показать. Команды по движениям должны угадать профессию. (Педагогам даются листочки, на которых написаны профессии. Под быструю музыку педагоги по очереди выходят в центр зала и в танцевальном движении пантомимой изображают записанную профессию. Остальные педагоги отгадывают профессию.)
Ведущий № 1: На основании проведённой деловой игры мы выделили основные направления нравственно-патриотического воспитания. Предлагаю записать их на гранях кирпичика. (Педагогам раздаются кирпичики.) Сам по себе кирпичик не держится, а только благодаря вашим рукам. Так и воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.
Ведущий № 2: Внимание, перед вами чёрный ящик. То, что хранится в нём, старается приобрести каждый турист или гость Башкирии. Что находится в ящике? (Башкирский мёд.) Что такое бортничество? (Ответы команд.)
Ведущий № 3: Уважаемые педагоги, надеемся, что в ваших семьях сохранятся национальные традиции, фольклорные праздники, и это украсит вашу семейную жизнь. Через праздники вы подарите детям уроки добра, культуры, этикета, обычаев и традиций различных народов, проживающих в нашем цветущем Башкортостане. Мы желаем Вам творческих успехов в вашей прекрасной и такой нужной работе. Наше путешествие подошло к концу, и мы приглашаем всех на семейное чаепитие.
Наталья Ходаева, воспитатель высш. кв. кат.,
Лия Галеева, воспитатель I кв. кат.,
Ольга Никифорова, ст. воспитатель высш. кв. кат.,
МБДОУ № 59, г. Салават, Респ. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Победители Всероссийского конкурса — 2014 «Метод проектов в игровом пространстве»
- Положение о проведении конкурса «Создание условий для реализации Регионального компонента с учетом ФГОС»
- Лесные олимпийские игры
- Комментарии