"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Остров сокровищ
Цель: развитие речевых навыков.
Задачи:
- закрепить правильное произнесение звуков свистящей, шипящей и сонорной групп;
- отработать правильное употребление пространственных предлогов, развитие пространственного мышления;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания.
Заинтересовать современного дошкольника очень сложно, поэтому мы придумали то, чего пока нет в магазинах, а именно логопедическую игру «Остров сокровищ».
Игра является универсальной для часто нарушаемых групп звуков. На поле есть 4 маршрута для каждого из кораблей. Маршруты, корабли и сундуки помечены одной буквой каждой группы: С, Ш, Л, Р.
Автоматизировать звуки в словах достаточно скучно, поэтому мы решили отвозить правильные слова на остров и получать за это сокровища. Задача ребёнка наполнить сундук.
Вариант игры для автоматизации свистящих звуков.
Логопед: Расставь по местам остров, пальмы и кактусы. Выбери корабль и сундук с буквой «С». Посмотри на поле, по какому маршруту должен плыть твой корабль? (Ребёнок показывает.) У нас есть пассажиры, которые хотят поплыть по этому маршруту на остров. Я разложу по этому маршруту билеты наших пассажиров. (Логопед раскладывает карточки, на которых изображены слова со звуком «С»). Чтобы купить билеты, нужно правильно назвать то, что на них нарисовано.
Ребёнок: Сова.
Логопед: Правильно. Теперь можешь посадить сову на корабль. (Ребёнок берёт карточку с изображением совы, кладёт ее в корабль и продвигает корабль вперёд до тех пор, пока все карточки не оказались в корабле, а корабль не доплыл до острова. Если ребёнок ошибается, то должен повторить неправильно сказанное слово ещё пять раз, иначе ему нельзя «посадить» слово на корабль.) Ты – молодец, все наши пассажиры доплыли до острова! Теперь ты можешь их высадить на берег и получить награду за их перевозку. Ой, смотри! На берегу стоит пограничник и хочет проверить билеты всех пассажиров. (Логопед показывает фигурку, которая стоит на острове; можно использовать куклу-перчатку.) Отдавай ему билеты по одному и называй, кого привёз. Пограничник пропустит на остров только тех пассажиров, которых ты назовёшь правильно. За каждого доставленного на остров пассажира он даст тебе монетку или «драгоценный» камешек/бусину. (Ребёнок отдаёт фигурку, называет слово на карточке – билете, получает взамен монетку или бусину и кладёт её в сундук.) Хорошо, один пассажир теперь на острове. Надо высадить на остров и других пассажиров. Кто следующий будет выходить с корабля? (Ребёнок продолжает высаживать пассажиров. После того, как все пассажиры выйдут на берег, игру можно продолжить.) Наши фигурки отлично провели время на острове. Пора вернуться домой. Давай отвезём всех обратно. (Игра идёт так же, как описано выше. Этот вариант игры подойдёт и для карточек на другие звуки.)
Вариант игры на развитие фонематического слуха. Игра аналогичная автоматизации, но берём 2 звука в словах глухой и звонкий (коса-коза), ребёнку нужно сначала привезти карточки только, например, со звуком «С», а потом со звуком «З». (Логопед раскладывает перед ребёнком все карточки на парный звук. Для детей помладше можно положить карточки с парными звуками рядом, для более взрослых кладём все карточки вперемешку.)
Логопед: Смотри, как много пассажиров. Все они не поместятся на корабль. Командир корабля решил сначала отвезти только тех пассажиров, у которых есть в имени звук «С». Давай купим для них билеты? (Ребёнок рассматривает карточки, выбирает те, на которых нарисованы предметы со звуком «С» и называет их.) Молодец! Мы усадили всех пассажиров на корабль. Давай теперь отвезём их на остров. (Ребёнок продвигает корабль до острова.) Наши пассажиры прибыли на остров. Отдай их билеты пограничнику, назови слова и получи награду за перевозку. (Ребёнок перекладывает карточки на остров, называет слова и получает бусины/камушки) Отлично! Теперь давай отвезём на остров пассажиров, у которых в имени есть звук «З». (Игра повторяется.)
Логопед: Нашим пассажирам пора домой. Но пока они были на острове, они подружились и теперь хотят ехать домой только парами. Давай посадим вместе пассажиров с похожими именами. Выбери карточки - билеты, названия предметов на которых отличаются на один звук. (Логопед раскладывает перед ребёнком все карточки. Для ребёнка помладше можно разложить в заведомо правильном порядке, чтобы «парные» слова лежали подряд. Для ребёнка постарше разложить карты можно вперемешку. Ребёнок выбирает карточки с парными звуками, называет каждое слово и «сажает» карточки на корабль и отвозит домой.) Теперь высаживай пассажиров, отдавай пограничнику билеты, говори ему, кто приплыл – и получай награду. (Игра повторяется до тех пор, пока все карточки не будут переложены из корабля.)
Вариант игры на отработку употребления пространственных предлогов и сравнение по размеру. (Ребёнку необходимо расположить пальмы и кактусы по инструкции взрослого. При каждом правильном расположении ребёнок получает монетки или бусины.)
Логопед: Какой ужас! Пираты уничтожили всю растительность островов! Бедные жители остались без пальм и кактусов. Но они сделали схему, где все записали, и просят тебя помочь сделать все как было. За это они наградят тебя. Давай посмотрим на схему. Как думаешь, где нужно расположить самую высокую пальму?
Ребёнок: В верхнем правом углу.
Логопед: Правильно, ставь. И за это ты получаешь монетку, клади её в любой сундук. (Ребёнок расставляет остальные фигурки в соответствии со схемой и называет её местоположение.) Теперь поставь самую маленькую пальму между самой высокой пальмой и сундуком. Найди кактус среднего размера и поставь его перед самой высокой пальмой. (Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут расставлены по схеме.)
Мирьям Колчина, учитель-логопед, I кв. кат.
ГБОУ Школа №1259, Марина Плетнёва
автор блога https://kumon-deti.com
Рекомендуем почитать
- Комментарии