"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Осенние краски
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников
Цель: актуализировать представления и знания об осени.
Обучающие задачи: активизировать словарь по теме «Осень», обогащать его прилагательными; закреплять навыки согласования прилагательных с существительными, свободного высказывания в воображаемой ситуации; показать новые условия экспериментирования; закреплять знания о «тёплых» и «холодных» цветах; активизировать умения пользоваться трафаретами, ножницами, точилкой для восковых мелков.
Развивающие задачи: развивать связную речь; чувство ритма; продолжать формировать звуко-слоговую структуру слова, зрительно-пространственное восприятие и представления, общую и мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к окружающему миру; желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: пластиковое дерево, утюг, гладильные принадлежности.
Демонстрационный материал: шапочки персонажей сказки «Теремок», костюм Осени; коврик тёмного цвета; корзина; схема узора из листьев.
Раздаточный материал: листы для ламинирования, восковые мелки, точилки, ножницы, трафареты «Осенние листья», маркеры.
Ход занятия
(Дети с логопедом подходят к кабинету изобразительной деятельности.)
Логопед: Какое время года сейчас, ребята? По календарю ещё осень хозяйка, а по признакам - как будто зима пришла. (Дети называют погодные явления, которые они недавно наблюдали.) Сегодня мы отправимся в сказочный лес и посмотрим, кто в нём хозяйничает. (Дошкольники входят в кабинет.)
Логопед: В лес тихонько мы зайдём,
И оглянемся кругом.
Что увидели, скажите,
Что не видно, сочините.
Я вижу зайчишку под кустом. Он серый, а местами мех белый. Шубку меняет. На земле листья чуть снежком припорошены. А вы что увидели? (Дети рассказывают о воображаемых ситуациях.)
Логопед: Нас тропинка в лес ведёт, за собою вдаль зовёт.
Мы с тобой по ней пойдём, может, что-нибудь найдём?
По тропинке мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Под ногами лист шуршит, молодой снежок скрипит. (Дошкольники идут, высоко поднимая колени; выполняют шаркающие движения ногами по полу с одновременным долгим произнесением звука [ш]; шагают, ставя ступню с пятки на носок, и произносят отрывистый звук [ш]. Они подходят к дереву, на котором висят шапочки героев сказки «Теремок» и нет листьев.)
Логопед: Какое странное дерево! Ни одного листочка, зато какие-то шапочки. (Дети рассматривают головные уборы и называют героев сказок.) Ребята, в какой сказке все они встречаются? (Дошкольники называют сказку «Теремок», мышку-норушку, лягушку-квакушку и других её персонажей.)
Логопед: Давайте расскажем «Теремок» на новый лад. (Логопед превращается в Теремок, подняв руки над головой в виде крыши. Дети надевают шапочки. Каждый герой подходит к Теремку, и между ними происходит диалог:
- Тук-тук!
- Кто там?
- Я Мышка-норушка, пусти меня к себе жить!
- Пущу, если ты расскажешь, что умеешь делать и какую пользу будешь приносить в доме. (Дети рассказывают.)
Логопед: Замечательная сказка у нас получилась. (Дети складывают шапочки в корзинку. Под музыку входит Осень с мольбертом и кистью в руке.)
Осень: Зима уже не за горами,
Ну, а пока хозяйка я.
Все листья яркими цветами,
Раскрасит кисточка моя. (Взмахами кисти Осень «раскрашивает» листья, которыми украшен кабинет, и подходит к дереву, на котором нет листьев.)
Осень: Какое странное дерево! Как мне порадовать его перед зимними холодами? Как превратить в осеннее? Друзья, может быть, вы мне поможете украсить деревце? (Дети соглашаются. Осень показывает им пустую палитру.) У меня закончились краски. Что делать? (Дети высказывают предположения). Я знаю ещё один способ украсить дерево разноцветной листвой. (Осень предлагает детям выбрать среди восковых мелков и назвать те цвета и оттенки, которые можно встретить осенью. Дети выполняют задание.)
Осень: Молодцы! Теперь постарайтесь поточить мелки так, чтобы все стружки попали на эти раскрытые листы. (Педагог показывает на листы для ламинирования, которые лежат на столах. Дошкольники выполняют задание.) Догадайтесь, какой предмет понадобится мне после того, как вы поточите восковые мелки?
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг,
Имя у него... (Дети называют утюг. Они собираются вокруг Осени и наблюдают, что происходит с цветной восковой стружкой при ламинировании.)
Логопед: Что-то яркое, интересное у вас получается. У каждого на столе как будто коврик осенней расцветки. У меня тоже есть коврик, но он совсем невзрачный. Ребята, помогите мне превратить его в яркий расписной осенний ковер. Мне хочется, чтоб он был вот таким. (Педагог демонстрирует схему, дети подходят и рассматривают её.) Будем украшать ковёр листьями с помощью схемы!
Каждый листочек в руки возьмёт,
Дерево вспомнив, его назовёт,
Место листочка на схеме найдёт.
Например, кленовый листок я положу в середину коврика. (Дети украшают коврик листьями.) Полюбуемся ковриком, какой он?
Дети: Осенний, золотой, красивый, разноцветный, яркий, красочный, волшебный.
Осень: Красивый коврик у вас получился. Теперь сделаем листочки для дерева. (Дети садятся за столы, с помощью трафаретов оформляют осенние листья на ламинированных заготовках, затем вырезают листья.)
Осень: Поднимите повыше листочки, полюбуйтесь ими!
Логопед: Давайте вместе придумаем про такой листок чистоговорку. Я начну её, а вы продолжайте.
Ток-ток-ток-ток - у меня в руках...(листок).
Тка-тка-тка-тка - не увидишь ты…(листка).
Тке-тке-тке-тке - моя ладошка на…(листке).
Тком-тком-тком-тком - поиграю я …(с листком). (Дошкольники играют с листочками и по желанию повторяют чистоговорку. Они прячут листья за спину, накрывают ладонями, вертят в руках. Осень предлагает разместить листочки на дереве.)
Логопед: Чтобы прикрепить свой листочек на дерево, скажите, какой он. Слова не должны повторяться. (Дети называют свойства листочков, украшают дерево осенними листьями и вместе с педагогами любуются им. Осень прощается и приглашает всех в гости.)
Ольга Попова, преподаватель ИЗО
Ольга Цицанкина, учитель-логопед
Д/с АНО «Павловская гимназия»
дер. Веледниково, Московская обл.
- Комментарии