"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Осень на дворе
Цель: формирование представлений об осеннем времени года.
Задачи:
- закрепить представления о временах года и их последовательности;
- расширить знания об осенних изменениях в природе;
- повторить понятия «звук», «слово»;
- вводить в активный словарь детей новые слова и выражения, свойства и качества явлений, предметов;
- мотивировать детей свободно вести активный диалог, активно высказываться, аргументируя свои суждения;
- учить составлять небольшие описательные рассказы, в том числе по плану-схеме;
- развивать логическое мышление и связную речь, творческое воображение, слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать интерес к родной природе, к её познанию.
Материалы: иллюстрации «Времена года», книга К. Ушинского «Четыре желания», осенние листья (с берёзы, дуба, клёна), картинки с изображением этих деревьев, корзинка с овощами и фруктами, колоски пшеницы, ржи, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин на тему «Осень».
Оборудование для эксперимента по количеству детей: посуда плоская с сухой землёй, полоска из наждачной бумаги тёмного цвета в виде дорожки, подносы, салфетки, маленькие леечки с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на книгу в моих руках. Как называется этот рассказ К. Ушинского? Почему автор назвал его не три, не пять, не шесть, а четыре желания? (Воспитатель хвалит детей за правильные, аргументированные ответы.)Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?». Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Что было раньше осени? А позже? Что было раньше лета? А раньше весны? А позже зимы? (Дети отвечают и садятся на стульчики, стоящие рядом полукругом лицом к напольной доске.)
Воспитатель: Вы отлично справились. Теперь новая игра – «Найди ошибку». (Воспитатель предлагает нескольким детям расставить иллюстрации 4-х сюжетных картин «Времена года» на доске в правильной последовательности и назвать по порядку.)
Воспитатель: Сколько месяцев в году? А сколько осенних месяцев? Назовите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие гласные звуки вы знаете? [А], [О], [И], [Ы], [У], [Е] и [ИА], [ИЮ], [ИЕ], [ЙО]. Давайте пропоём их. Почему эти звуки называются гласными? А какое время года начинаются с гласного звука [О]? А теперь назовите слова, которые начинаются со звука [О], а я их запишу. (Воспитатель записывает называемые детьми слова в столбик. Затем дети подбирают слова-определения к этим словам.)
Воспитатель: Ребята, попробуем поиграть со словами. Давайте к слову «Осень» подставим такие же слова-определения. Что у нас получилось?
Дети: Осень – сырая, красивая, надоевшая, мягкая, хмурая, весёлая, пугливая.
Воспитатель: Можно ли так сказать об осени или нет? Почему? (Дети думают, высказывают свои суждения, спорят, доказывают. Воспитатель обобщает высказывания детей.)
Воспитатель: А теперь мы проведём осеннюю физкультминутку. (Воспитатель разбрасывает разные по цвету и форме листья (клёна, дуба, берёзы) по всему ковру.) Как называется это осеннее явление природы? (Листопад.) От каких слов образовалось это слово? (Листья + падают.) Давайте соберём листочки, но не все подряд, а по своему выбору только с одного дерева. Можно ими полюбоваться, пошуршать, потанцевать, побегать. (На доску вывешены картинки дуба, берёзы, клёна.)
Воспитатель: А теперь найдите своё дерево! (Дети находят своё дерево, подбегают к нему, определяют, сравнивают по листьям.)
Воспитатель: Дети, закройте глаза и представьте себе осень в образе человека. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети закрывают глаза, а воспитатель тихо говорит.) У каждого из вас своя осень… Кем ты представил себе осень? А ты? Опиши её. (Отвечают 3-4 ребёнка. Дети называют и описывают воображаемые образы осени. Воспитатель обобщает ответы детей.)
Воспитатель: А теперь минутка вопросов. Почему в городе меньше людей можно увидеть осенью в высоких резиновых сапогах, чем в деревне? Где мы живём в городе или деревне? Как называется асфальтированная дорожка, по которой ходят люди? (Воспитатель предлагает подойти к столам, снять салфетки с подносов.)
Воспитатель: Перейдём к экспериментам. На что похожа тёмная полоска? (Тротуар.) А где больше асфальтированных дорог и тротуаров? Пройдитесь пальчиками по тротуару. Какой он? (Сухой, шероховатый, чистый.) А теперь пройдитесь по земле, сравните ощущения. Как вы думаете, какая здесь была погода? (Солнечная, сухая.) Давайте устроим дождик! (Дети поливают из маленькой леечки экспериментальную поверхность.) Пройдите по тротуару. Какие теперь пальчики? (Мокрые, сырые, влажные, чистые.) Пройдите по земле в деревне. Что стало с вашими пальчиками? (Испачкались. Дети высказываются и приходят к ответу на поставленный вопрос.)
Дети: В деревне осенью грязнее, поэтому люди носят резиновые сапоги.
Воспитатель: Вот и говорят о дождливой погоде: «слякоть, сырость». (Дети повторяют новые слова.)
Воспитатель: Если бы вы были модельерами, какой цвет ткани для наряда осени вы выбрали? (Ответы детей.) Давайте рассмотрим картины на тему «Осень». (Пока дети рассматривают, воспитатель вывешивает на доску план-схему для составления описательного рассказа «Осень».)
Воспитатель: А теперь всё увиденное и новое мы обобщим в рассказ об осени. (Две формы работы: коллективная и индивидуальная).
Воспитатель: Молодцы! Мне понравились ваши рассказы об осени.
Людмила Нагорнова воспитатель МАДОУ Д/с № 7, г.Салават, Башкортостан
- Комментарии