"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Образовательная робототехника – методический инструмент педагога
Когда в 2009 году мы начинали создавать в нашей гимназии систему учебных лабораторий инженерной направленности (сейчас у нас таких лабораторий уже семь), то первой, конечно, была лаборатория на базе образовательных конструкторов по робототехнике LEGO MINRSTORMS. Правда, мы осознанно не ставили целью участие в соревнованиях. Главный тезис, под которым мы используем возможности образовательной робототехники: робототехника не ради изучения робототехники, а робототехника как средство изучения общеобразовательных предметов школьной программы, как методический инструмент педагога. Это позволило достичь массовости и обеспечить 100% охват учащихся.
Это направление нашей работы привело к долгожданному событию: у нашей гимназии появился куратор, представляющий Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Другими словами, вузы стали больше заинтересованы в наших выпускниках и стали активнее проводить различные встречи, семинары, научные школы, экскурсии, образовательные лагеря, дополнительные дни открытых дверей и т.д. А наши школьники не просто понимали, о чём идёт речь, но и гордо демонстрировали: «Да, мы это можем! Мы это умеем! Нам это интересно».
Участие школьников в таких встречах — это важная и необходимая форма интеграции общего и высшего образования. Абитуриенты с широким научно-, исследовательско- и практико-ориентированным фундаментом нужны в каждом регионе. Исследовали мы и вопросы учебной мотивации обучающихся. С одной стороны, при первом знакомстве школьников с оборудованием по робототехнике наблюдалось резкое увеличение интереса и учебной мотивации обучающихся.
С другой стороны, через год всё возвращалось в первоначальное «состояние». После проведённых исследований мы приняли решение, что с 5-го по 11-й класс учащиеся будут заниматься в разных лабораториях с разным оборудованием (именно по этой причине у нас 7 лабораторий). Это дало планируемый результат. Вопрос выбора оборудования на первый взгляд кажется сложным: вроде бы есть большое его разнообразие. Можно попробовать сформулировать чёткие требования к такому оборудованию:
- быстрая адаптация (у педагога обычно нет лишнего времени объяснять «что и куда подключать» и «где, чего нажать»);
- учебные материалы представлены в виде цифровых образовательных ресурсов (учителю должно быть комфортно работать);
- учебные материалы ориентированы на самостоятельную работу учащихся;
- в учебные материалы можно вносить изменения;
- ценовая доступность (если возникнет желание, то родители имеют возможность вместо очередного смартфона и планшета приобрести аналогичное оборудование).
Программное обеспечение EV3 поставляется со специальным инструментом по обучению Robot Educator, включающим 48 пошаговых мультимедийных обучающих уроков, созданных в помощь ученикам и преподавателям. Встроенный редактор контента позволит учителям модифицировать имеющиеся учебные курсы и создавать свои собственные, а ученикам — фиксировать свои успехи с помощью создания и заполнения электронных тетрадей, которые также являются частью программного обеспечения EV3. Созданный специально для EV3 комплект заданий «Инженерные проекты» — это 30-часовой пакет учебных материалов, включающий в себя задания для работы в классе по решению открытых задач, которые делают изучение естествознания, технологии, конструирования и математики невероятно увлекательным.
На данном этапе модернизации системы образования ведущей темой образовательной политики становятся вопросы качества образования. Конечно, тема качества многогранна, неоднозначна и всегда находится в динамичном состоянии развития. Когда мы используем образовательное робототехническое оборудование (в частности, LEGO MINDSTORMS), то практически на каждом занятии учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда дальнейшая техническая деятельность, изобретательство становятся невозможными без научной основы. На занятиях учащиеся впервые в своей жизни получают реальные навыки организации работы, принимают решения, осуществляют простой технический контроль, строят математическое описание, проводят компьютерное моделирование и разработку методов управления, осуществляют разработку подсистем, устройств, элементов конструкций, проводят испытания, модернизацию и перепрограммирование устройств и систем и т.д. Всё это формирует важнейший фундамент для будущей научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Это уже не просто профориентация и пропаганда науки самыми современными образовательными технологиями — это формирование у школьника ранее отсутствовавших компетенций.
Выбранный нами в 2009 году путь по использованию образовательной робототехники на уроках вырос в проект «Начала инженерного образования в школе». Сайт проекта www.edurobotics.info в 2013 году посетили более 15 000 пользователей сети Интернет со всех регионов России.
Денис Копосов, учитель информатики Общеобразовательной гимназии №24
г. Архангельска, руководитель проекта «Начала инженерного образования в школе»
- Комментарии