"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Новая жизнь старых кубиков
Игра «Составь предложение»
Сделать такую игру очень просто, в тоже время, вариантов заданий — огромное множество, насколько хватит вашей фантазии.Подбираем картинки-предметы (существительные) на каждую грань кубика. Это может быть подборка слов по различным темам. Например, по теме «игрушки» — мяч, пирамидка, кукла, юла, шарик, паровозик. Удобнее всего подбирать картинки на сайтах с раскрасками, тогда рисунки будут приблизительно в одном стиле, для распечатки не потребуется цветной принтер. Кроме того, ребёнок сможет принять участие в изготовлении игры — раскрасить рисунки на кубиках. Распечатываем картинки на плотной бумаге (можно проклеить скотчем или ламинировать, чтобы дольше служили), обклеиваем ими грани и начинаем играть! Бросаем кубик и задаём вопрос: «Что это?» или «Кто это?» (если на гранях нарисованы животные).
На грани другого кубика можно нанести картинки, иллюстрирующие действия. Например — стоит, лежит, идёт, сидит, бежит, летит. При игре с таким кубиком задаем вопрос: «Что делает?»
Соединяем в игре два кубика — предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребёнка, бывает ли такое. Это уже элемент игры «Бывает — не бывает». Затем делаем кубик, на гранях которого будут точки-кружочки от 1 до 6. Игра продолжается — кидаем кубик и задаём вопрос: «Сколько?» (Сколько матрёшек? Сколько мячей?).
Следующий этап игры может быть такой — бросаем два кубика — с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матрёшки, но шесть матрёшек. Один мяч, два мяча, пять мячей.
Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребёнку заменить кубик с точками на кубик с цифрами, обозначив количество выпавших точек.
Можно изготовить подобные кубики с геометрическими фигурами, цветами: красный мяч, красная матрёшка, красное яблоко, красные помидоры.
Далее составляем словосочетания: предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, предмет + действие, предмет + форма. Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает — не бывает?».
Следующий этап: предмет + количество + форма, предмет + цвет + форма, форма + цвет + количество. Дальше составляем все известные формы предложения, как подскажет фантазия. Ответы на вопрос «Бывает — не бывает» помогут познакомиться с разной интонацией. Если в природе такого не бывает — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивлённо, восхищённо, изумлённо).
Таким образом, у вас под рукой всегда будет дидактический материал по любой актуальной для ребёнка на данный момент теме. Добавляйте кубики с картинками, составляйте целые рассказы по кубикам. Играйте наоборот — когда ребёнок сам задаёт вам вопросы. Старый добрые кубики — полезная игрушка на все времена!
Ольга Маханева, учитель-дефектолог
НЧОУ «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»
Рекомендуем почитать
- Путешествие на корабле
- Только для образовательных учреждений!
- Игрушки-самоделки для развития малышей
- Комментарии