"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Необычная чудо графика «граттаж»
Цель: закрепить понятия цвета, формы, размера, пространственных представлений.
Задачи: развивать внимание, воображение, мышление, умения детей располагать рисунок по всей поверхности листа; воспитывать у детей любознательность, целеустремленность, самостоятельность.
Материалы и оборудование: интерактивная панель «Астерикс» с презентацией «Космос», ноутбук «Игра «Космические рейнджеры»», игра с видеобиоуправлением в исполнении «Timocco»; подготовленная бумага, специальная палочка, салфетки, клеёнка, иллюстрации, образцы, выполненные педагогом.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить и что будем рисовать. (Отгадки появляются на интерактивной панели.)Огромная вселенная,
Полная звёзд и планет. (Солнечная система.)
Находятся они очень далеко
И кажутся нам лишь ярким пятном. (Звёзды.)
В солнечной системе восемь планет,
Ребята, кто же их может нам счесть?
Дети: Земля, Юпитер, Меркурий, Сатурн, Марс, Венера, Уран и Нептун.
Воспитатель: Из восьми планет красивей она,
На которой есть живые существа. (Земля.)
Догадались ребята, чему посвящено наше занятие?
Дети: Космосу.
Педагог: Ребята, посмотрите – это карта солнечной системы.
Что находится посередине?
Дети: Солнце.
Педагог: А кто знает, солнце – это планета или звезда? (Ответы детей.) Солнце – это ближайшая к нам звезда, центр нашей планетной системы. А что же вокруг солнца движется?
Дети: Планеты.
Педагог: Какие планеты по форме и размеру? (Ответы детей.) А вы знаете, на какой планете холоднее всего?
Дети: На планете Нептун.
Педагог: А почему?
Дети: Потому что она находится дальше всех от солнца
Педагог: А какая планета самая горячая?
Дети: Меркурий.
Педагог: А как вы думаете, почему?
Дети: Потому что Меркурий находится ближе всех к солнцу.
Педагог: А на какой планете вы бы хотели побывать? (Ответы детей.) А на какой же из этих планет есть жизнь? (Ответы детей.) Ребята, сейчас я приглашаю вас поиграть с Тимом. Игра называется «Инопланетяне» (Цель игры: развитие координации движений с заданием на внимание, дифференциацию и узнавание цвета и фигур.) Послушайте правила игры. В летающую тарелку нам нужно посадить «своих» инопланетян, которые такого же цвета, что и в летающей тарелке, а «чужих отгонять», которые другого цвета. А отгонять их мы будем с помощью шариков-перчаток. Молодцы ребята, здорово у вас получилось. Ребята, а вы слышали о необычной технике «граттаж»? А кто-нибудь видел картины в исполнении этой техники? (Ответы детей.)
«Граттаж» означает «царапанье». В переводе с французского слова «граттаж» – это царапать. Такую технику ещё называют «граффито», а самое интересное состоит в том, что для этой техники не надо ни карандаша, ни, красок с кисточками. Рисунок процарапывают на листе специальной палочкой на предварительно подготовленной поверхности. Например, на картоне заостренным предметом процарапывают линии и штрихи, которые постепенно открывают цвет на подготовленном листочке. Я предлагаю вам посмотреть, как выглядят рисунки в технике «граттаж». (Педагог демонстрирует рисунок.) Работы могут быть как чёрно-белыми, так и цветными.
Работа в этой необычной технике проходит в несколько этапов. Сначала подготавливают бумагу, наносят на неё основу рисунка с помощью восковых мелков. Основа должна быть распределена на поверхности бумаги ровным слоем толщиной примерно 1-2 миллиметра. Потом начинают закрашивать рисунок, то есть покрывают лист бумаги гуашью и дают высохнуть. А самое интересное и захватывающее начинается тогда, когда при помощи специальной палочки процарапывают рисунок.
Вы уже догадались, что нам сегодня для работы не нужен ни карандаш, ни кисточка, а только специальная палочка. Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовить бумагу. Посмотрите, перед вами лежат уже подготовленные листы. Давайте мы подумаем и разберемся, что же будет изображено на наших рисунках. Сначала мы намечаем контуры всех изображений. Затем начинаем их процарапывать и заштриховывать. В конце можно добавить последние штрихи и мелкие детали. Начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет всё располагаться.
Взяв листок и воск волшебный,
Я рисую виражи.
Луна и звёзды, спутник яркий,
Это космос – посмотри!
Люблю творить я вместе с вами,
Мне очень нравится «граттаж».
Полюбуйтесь, удивляйтесь –
Мне не нужен карандаш.
Проведу я чудо-палкой,
Открывая млечный путь.
Чудо-графика необычна,
Ты об этом не забудь. (Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения детьми задания. При необходимости помогает. Звучит спокойная приглушенная инструментальная музыка.)
Воспитатель: Работаем аккуратно, острые предметы держим только над своей работой. Когда задание будет выполнено, откладываем палочки в сторону. (Воспитатель зачитывает стихотворение.)
Воск даёт нам «граттаж»
Чёрной краской – фиксаж!
С нами космос на листочке –
Это высший «пилотаж»!
Предлагаю вам получившиеся картины вывесить на доску. Кто хочет, может рассказать про свой рисунок.Понравилось ли вам работать в технике «граттаж»? Какими инструментами вы работали? (Ответы детей. Оформление выставки.) Обратите внимание, что наши работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. И у вас у всех ребята получилось очень здорово! Вы молодцы!
Сюрпризный момент
А сейчас сюрприз! Я вам приготовила одну игру, которая называется «Космические рейнджеры». Правила игры такие: у каждого космонавта есть свой позывной. Его надо прочитать, запомнить и найти тот, который показал бортовой компьютер. Когда все лампочки на борту корабля загорятся, он отправится в космическое путешествие. Играем все по очереди.
Татьяна Яковлева, дефектолог
Татьяна Почитаева, воспитатель
Ирина Дряхлова, логопед
МБДОУ №101, г. Ульяновск
- Комментарии