"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Народный фольклор: развиваем речь малышей
Для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью. Такие ежедневные процессы, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом (припевкой, приговоркой), тогда они становятся для ребёнка более интересными. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей для того, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша.
Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности воспитания детей, проявляли глубокое понимание интересов ребёнка, умели считаться с его возрастом. Большинство известных детям и любимых народом ласковых стихотворений малыши запоминают именно в раннем возрасте.
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется создание развивающей речевой среды (чтение сказок, потешек, пение небольших песенок, пальчиковые игры). В нашей группе создан богатый театрализованный уголок, где есть любимые детьми пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, настольный театр, театр рукавичек и др. Также мною собрана и используется в работе картотека пальчиковых игр.
Слушание потешек доставляет детям радость. Ребёнок с удовольствием вслушивается в звуки речи, улавливает ритм потешки. Само чтение потешек создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят прочесть ещё. Это важный момент зарождения интереса и любви к художественному слову.
Когда ребёнок плачет, я обычно сажаю его на коленки, и мы вместе как будто скачем на лошадке:
Еду-еду к бабке-деду
На лошадке, в красной шапке.
По рытвинам, по кочкам
И в ямку — бух!
Со словом «бух» я поднимаю ребёнка и ставлю его на ноги, он смеётся и перестаёт плакать. Тут же выстраивается очередь из других детей, все хотят поскакать на лошадке. Или беру за руку и веду по дорожке:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Через лужу — прыг,
Через ямку — скок,
Бух — упали, куда же мы попали?
А это мы в лес пришли.
Чтобы закрепить в речи названия лесных зверей (заяц, медведь, белка и прочие), мы тоже читаем потешки.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал
В огород забежал:
Морковку нашёл,
Капусту нашёл —
Сидит, грызёт.
Уходи прочь!
Хозяин идёт.
Рассказывая потешку про белочку, всех угощаю «орешками» — сначала дети бывают удивлены, что на ладошке ничего нет, но потом охотно приговаривают весёлую потешку, одевают маску белочки, берут корзинки и угощают дуг друга «орешками».
Использую также потешки в подвижных играх: «Солнышко и дождик», «Мыши водят хоровод».
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Дети одевают маски зверей и под весёлую музыку начинают плясать.
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки!
Пляшут рожки и хвосты!
Что сидишь? Пляши и ты!
Очень эффективен приём использования художественного слова во время проведения режимных моментов.
Перед сном
Вот и люди спят, вот и звери спят,Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки — на муравушке,
Детки все — по люлечкам,
Спят-поспят, всему миру спать велят.
При кормлении
Лю-ли, лю-ли, люленькиПрилетели гуленьки,
Стали гули говорить
Чем бы Ваню накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут Ванечку кормить
Белой кашкой с молоком
И румяным пирожком.
Сначала дети прислушиваются, а потом охотно приговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении потешек у детей развивается речь, память, активизируется словарный запас, они произносят звуки чище.
Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, я прикладываю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в них не только голосом, но и движением. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Домашние животные» читаю такую потешку:
Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травки я коровушке нарву,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочки коровушка дала.
Затем предлагаю накормить корову сеном или травой (дети находят среди предложенных картинок сено или траву).
Читая потешку про кота «Как у нашего кота шубка очень хороша», показываю детям игрушку или иллюстрацию кота. Дети рассматривают её, отмечают, какие у кота усы, зубы, глаза.
На занятии по развитию речи читаю потешку «Вот и люди спят», использую фланелеграф, демонстрируя предметы, небольшие сюжеты, например, спящих зверей и животных: «Лисы спят на горочке», «Зайки спят на травушке», «Утки на муравушке». Прошу детей показать уточек, зайчиков и рассказать, кто где спит. После чтения потешки «Травушка-муравушка» провожу дидактическую игру «Кто что ест». Дети рассматривают зерно, капусту, корки хлеба и определяют, кому из представленных зверюшек (синичка, зайка, мышка) они приготовлены.
Читая детям потешку «Наши уточки с утра», показываю картинки на фланелеграфе, разговариваю с детьми по содержанию, побуждаю их договаривать слова и подражать звуками уточкам, курочкам, гусям, индюку. Повторяю потешку один-два раза, поощряю попытки малышей повторять звуки животных. На этом занятии дети учатся различать и называть птиц, о которых говорится в потешке, подражают голосам птиц, развивают речь, память и активизируют словарный запас.
При чтении потешки «Наша Маша маленька» показываю детям куклу в алой шубке, отделанной мехом. Помогаю им понять содержание потешки, запомнить слова: аленькая — аленька; опушка; чернобровая — черноброва.
Когда между детьми случаются конфликты на примере потешек, учу их дружелюбно относиться друг к другу.
Тень, тень потетень
Сели звери под плетень...
Большую помощь в создании развивающей среды оказывают родители. Они рисуют яркие, красочные иллюстрации к потешкам, создают пальчиковый театр, театр на фланелеграфе и театр рукавичек. Я привлекала родителей к совместным играм и беседам, проводила консультации по развитию речи детей. А для этого использовала папки-передвижки, на которых размещалась информация о русском народном фольклоре. В конце года почти все дети знают потешки, песенки, стихи и используют их в общении друг с другом, со взрослыми. Дети с радостью идут в детский сад и с удовольствием ждут начало занятий.
Я очень рада, что моя работа по использованию устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и приносит хорошие плоды.
Галина Новикова, воспитатель МАДОУ
«ЦРР, Д/с №108», г. Сыктывкар
Рекомендуем почитать
- «Волшебная дощечка» и «Математический планшет»
- Алла Романова, главный редактор
- Учимся, играем, развиваемся
- Комментарии