"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Мягкие книжки-самоделки
Родители и педагоги детей от одного года до четырёх лет решают несколько важных задач, влияющих на дальнейшее развитие ребёнка. Перед ними стоят следующие задачи: научить разговаривать ребёнка, познакомить его с названиями основных предметов и явлений окружающего мира, развить крупную и мелкую моторику.
Идти к цели и добиться поставленных задач можно, используя в образовании ребёнка мягкие книжки, которые взрослые могут изготовить своими руками, не затрачивая при этом много средств. В дело идёт всё: лоскутки, ненужные остатки ткани, кожи, крупы, бусины, камешки, ракушки, пуговицы и так далее. Для работы используются всевозможные подручные материалы, которые есть в каждом доме.
Материалы, из которых изготавливаются родителями воспитанников книжки-игрушки, имеют особое значение (они напоминают малышам о доме). Мягкие, шершавые, гладкие, блестящие, матовые, яркие – они помогают снять психологическое напряжение, развивают тактильные ощущения, учат определять цвет, форму, величину. Кроме того, страницы такой книги сложно порвать, измять, благодаря этому, они служат продолжительное время.
В мягких книгах дети рассматривают картинки, взаимодействуют с главными героями, объектами, перемещают их по своему желанию, что способствует развитию творческого мышления и самостоятельности, активности ребёнка. Съёмные детали используются как самостоятельные игрушки. Вот, например: животные в игре «Зоопарк», которые потом могут стать героями сказок и пригодятся в театре. Овощи и фрукты в сюжетных играх «Дом», «Магазин», «Сад-огород», с которыми ребёнок может совершать разные действия, например: раскладывать по корзинкам, вешать на «дерево» с крючками или на липучке, приклеивать овощи на «грядку», «варить» из них компот или суп.
Объекты книг могут прикрепляться к самой книге при помощи липучек, пуговиц, шнурков, кнопок, прищепок, молний, крючков, поэтому во время рассматривания книг и при организации игр, открепляя игрушку от страницы или закрепляя её, у ребёнка развивается мелкая моторика.
Предлагаем нашим читателям познакомиться с одной из таких книжек-развивашек «Волшебный цветок». На первой странице нас встречает пришитая весёлая матрёшка со шнуровкой, на следующих страницах мы видим детали животных, ягод, машинок, прикреплённых липучками, которые можно сосчитать, прикрепить, распределить на группы. На третьей странице расположились кукольные вещи: юбка, штанишки, шапка, прикреплённые прищепками. Поиграв в гардероб, мы попадаем на страницу с морской тематикой. Можно прикрепить корабль, пощупать ракушки и камушки, сосчитать их, определить величину, и просто полюбоваться. А дальше происходит чудо – перчатка превращается в осьминога. Предлагаем ребёнку сосчитать количество ног у осьминога, глаз, определить цвет. А самое забавное и интересное – надеть на руку такую перчатку и в каждом щупальце потрогать горошины, камни, бусины, бисер и крупу.
В нашей группе совместно с родителями изготавливаются тематические «книжки-малышки». Нами был организован и проведён мастер-класс на тему: «Мягкая-книжка – как средство развития речи дошкольников младшего возраста». Родителей воспитанников заинтересовала технология изготовления книжки, и они решили пополнить развивающую среду группы, чтобы каждый ребёнок мог воспользоваться ими в любое время. В помощь родителям были оформлены брошюры с описанием технологии изготовления мягких книг, которые разместили в «Родительской почте» это полотно с кармашками на каждого ребёнка.
В группе был организован конкурс на лучшую книжку, изготовленную родителями детей. В течение месяца участники конкурса подбирали материалы, вырезали, шили. Дети тоже принимали участие в их изготовлении: высказывали желания по теме книги, нанизывали на нитки бусины, помогали вырезать из ткани героев книг или многочисленные объекты. На изготовление одной книги уходила неделя. Результатом конкурса стало пополнение предметно-развивающей среды группы и радостные лица детей и родителей.
Каждое пособие имеет определённую тематику, например «Времена года», «Наши сказки», «Мы считаем до пяти», «Как я помогаю маме», «Животные в доме», «Животные в лесу» и другие. Книжки, изготовленные руками родителей, яркие и красочные. Они помогают успокоить, привлечь внимание детей во время адаптации, при организации занятий, в совместной деятельности.
С помощью пособия «Времена года» ребята знакомятся с явлениями природы, её изменениями и учатся наблюдать.
Книга «Наши сказки» знакомит детей с героями русских народных сказок, их содержанием. Дети учатся определять, из какого произведения тот или иной герой, называть иго. Ребёнок может самостоятельно менять героев, сшитых из ткани, местами, если они расставлены не по порядку, что способствует запоминанию имён и последовательность их появления в произведении.
Книжка-самоделка «Как я помогаю маме» - пособие с фотографиями трудовых действий одного из дошкольников группы. Дети рассматривают книгу, называют трудовые действия, рассказывают, как ещё можно помочь взрослым. Фотографии можно заменить картинками, нарисованными воспитателем совместно с детьми, для запоминания порядка действий.
Пособие «Мы считаем до пяти» с помощью передвижных бусин, отклеивающихся ёлочек, птиц, бабочек, грибов ребёнок учится соотносить количество объектов с цифрой. Он не только считает, но и проговаривает названия животных, фруктов и овощей, цвет бусин.
Книга «Приключения щенка» позволяет ребёнку составить сказку о любимом герое, открыть и закрыть окно, где сидит щенок, яйцо с цыпленком, божья коровка с маленькими божьими коровками. Он может потрогать блестящие цветы из фольги, ёжика, который несёт грибы.
Самодельные книжки – это удачный вариант для того, чтобы занять малыша в дальней дороге. Всё это делает игры с книгами интересным и полезным занятием. Ребёнок знакомится с цветом, счётом, формой предмета, тренирует память, внимание и логическое мышление с желанием и радостью.
Светлана Большакова, воспитатель выс. кат.
Стелла Даниленко, ст. воспитатель выс. кат.
МБДОУ «ДС № 15», г. Челябинск
- Комментарии