"Игры и Игрушки" №2-2015
Музей при главном кукольном театре страны
Билеты в театр Образцова попали мне в руки совершенно случайно, видимо судьбе было угодно, чтобы я посетила это удивительное место. Принято считать, что театр начинается с вешалки. Нет! Театр Образцова начинается с … часов и музея кукол
Кукольный театр и встречает всех посетителей куклами. Вы ещё не успели переступить порога, а куклы уже появились. Причём совсем в неожиданном месте… Перед входом столпились люди с детьми, они все смотрели наверх, будто ожидая чего-то. Мы с дочкой решили присоединиться к ожидающей публике и полюбопытствовать, чего же люди дожидаются. Не прошло и пары минут, как неожиданно сверху раздалась знакомая музыка, распахнулись дверцы на часах, а оттуда, словно живые, выехали фигурки животных. Каждая из них демонстрировала свои способности: кто-то танцевал под музыку, кто-то просто качал головой, ктото хлопал в ладоши. Оказывается, каждый час поочерёдно открываются дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и 12 сказочных персонажей под музыку «Во саду ли, в огороде» приветствуют всех, собравшихся перед театром. Одновременно всех животных можно увидеть только в полдень и в полночь.
Эти музыкальные часы – только начало волшебства. Обычно, покупая билет в театр, мы рассчитываем увидеть только представление. Здесь же, в театре Образцова, мы ещё и попадаем в музей кукол. Этот музей открыт перед каждым сеансом и во время антракта, вход туда абсолютно бесплатный при наличии билета на спектакль.
В музее вы увидите огромное количество разнообразных театральных кукол: перчаточные и тростевые, теневые, масочные, тантамарески и марионетки Экспонаты разных эпох, всяческих материалов. Ну просто глаза разбегаются, шутка ли — более 4 тысяч единиц хранения.
Это не просто игрушки. У каждой — собственная судьба, куклы проживают свои жизни, оживая на сцене театра. А сейчас на полках и витринах будто отдыхают и ждут нужного момента выхода. Хранители экспозиции рассказывают о театральном поверии: куклы музея нередко оживают по ночам, в отсутствие людей, а наутро их застают в изменённой позе.
Музей собирает и хранит не только куклы. Технологии, изображения, документы, которые отражают исторический переворот не только в искусстве играющих кукол, но и во всей культуре куклы — всё это сохранено музеем. Здесь сберегаются художественные открытия, переместившие куклу из области ремесла и народного творчества в сферу высокого профессионального искусства.
А история этого музея началась необычно… с балкона! Именно там стали выставляться самые первые экспонаты. Поскольку в кукольном театре зрительские места располагать на балконе нельзя, иначе виртуозная работа перестанет быть секретом для зрителей, то было решено устроить на отгороженном от зала балконе выставку кукол. Это были куклы создателей Московского профессионального кукольного театра Н.Я. и И.С. Ефимовых, куклы первых спектаклей театра, куклы и реквизит последнего бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича Зайцева.
Первым заведующим музея стал актёр и режиссер театра Андрей Яковлевич Федотов. Знаток театра кукол и страстный коллекционер, Андрей Яковлевич стал собирать музейную коллекцию, которая могла бы отразить историю театра кукол в прошлом и настоящем.
И теперь ни в одном кукольном музее мира нет столь полной и объёмной коллекции, связанной с творчеством плеяды мастеров искусства, литературы, театра во главе с С.В. Образцовым. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Тот самый процесс, где древняя магия, народное творчество профессиональные художественные школы и течения превратились в качественно новое явление культуры.
Одна из старейших кукол, представленная в музее, — Тяпа. С ней сам Образцов делал множество эстрадных номеров, и в Тяпе все замечали странное, но не намеренное портретное сходство с актёром. Также знаменитая пара — Он и Она, шарики-головы, надевались на пальцы актёра, а по руке располагалось тело куклы.
«У Образцова были настолько виртуозные руки, что он умел выразить телом куклы всё: и страсть, и недоверие, и смущение, и разочарование. Поэтому в итоге рука с шариком стала и символом нашего театра (она изображена на афишах, билетах), и символом мирового кукольного искусства», — рассказывает Светлана Гнутикова, научный сотрудник музея Театра кукол.
После знакомства с куклами в музее отправляемся в зал, где уже другие куклы разыгрывают представление. Примечательно, что репертуар кукольного театра не только детский. Да и в детских спектаклях каждый взрослый найдёт для себя что-то новое. Во время представления на сцене падал «настоящий» снег, в печке разгорался «настоящий» огонь, а из трубы шёл натуральный дым. Такая реалистичная обстановка, «ожившие» куклы никого не оставили равнодушными. И взрослые издавали удивлённые «охи» не меньше детей, оживлённо реагировали на действия, происходящие в сказке.
Мы с дочерью получили незабываемые впечатления!
Кукольный театр и встречает всех посетителей куклами. Вы ещё не успели переступить порога, а куклы уже появились. Причём совсем в неожиданном месте… Перед входом столпились люди с детьми, они все смотрели наверх, будто ожидая чего-то. Мы с дочкой решили присоединиться к ожидающей публике и полюбопытствовать, чего же люди дожидаются. Не прошло и пары минут, как неожиданно сверху раздалась знакомая музыка, распахнулись дверцы на часах, а оттуда, словно живые, выехали фигурки животных. Каждая из них демонстрировала свои способности: кто-то танцевал под музыку, кто-то просто качал головой, ктото хлопал в ладоши. Оказывается, каждый час поочерёдно открываются дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и 12 сказочных персонажей под музыку «Во саду ли, в огороде» приветствуют всех, собравшихся перед театром. Одновременно всех животных можно увидеть только в полдень и в полночь.
Эти музыкальные часы – только начало волшебства. Обычно, покупая билет в театр, мы рассчитываем увидеть только представление. Здесь же, в театре Образцова, мы ещё и попадаем в музей кукол. Этот музей открыт перед каждым сеансом и во время антракта, вход туда абсолютно бесплатный при наличии билета на спектакль.
В музее вы увидите огромное количество разнообразных театральных кукол: перчаточные и тростевые, теневые, масочные, тантамарески и марионетки Экспонаты разных эпох, всяческих материалов. Ну просто глаза разбегаются, шутка ли — более 4 тысяч единиц хранения.
Это не просто игрушки. У каждой — собственная судьба, куклы проживают свои жизни, оживая на сцене театра. А сейчас на полках и витринах будто отдыхают и ждут нужного момента выхода. Хранители экспозиции рассказывают о театральном поверии: куклы музея нередко оживают по ночам, в отсутствие людей, а наутро их застают в изменённой позе.
Музей собирает и хранит не только куклы. Технологии, изображения, документы, которые отражают исторический переворот не только в искусстве играющих кукол, но и во всей культуре куклы — всё это сохранено музеем. Здесь сберегаются художественные открытия, переместившие куклу из области ремесла и народного творчества в сферу высокого профессионального искусства.
А история этого музея началась необычно… с балкона! Именно там стали выставляться самые первые экспонаты. Поскольку в кукольном театре зрительские места располагать на балконе нельзя, иначе виртуозная работа перестанет быть секретом для зрителей, то было решено устроить на отгороженном от зала балконе выставку кукол. Это были куклы создателей Московского профессионального кукольного театра Н.Я. и И.С. Ефимовых, куклы первых спектаклей театра, куклы и реквизит последнего бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича Зайцева.
Первым заведующим музея стал актёр и режиссер театра Андрей Яковлевич Федотов. Знаток театра кукол и страстный коллекционер, Андрей Яковлевич стал собирать музейную коллекцию, которая могла бы отразить историю театра кукол в прошлом и настоящем.
И теперь ни в одном кукольном музее мира нет столь полной и объёмной коллекции, связанной с творчеством плеяды мастеров искусства, литературы, театра во главе с С.В. Образцовым. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Тот самый процесс, где древняя магия, народное творчество профессиональные художественные школы и течения превратились в качественно новое явление культуры.
Одна из старейших кукол, представленная в музее, — Тяпа. С ней сам Образцов делал множество эстрадных номеров, и в Тяпе все замечали странное, но не намеренное портретное сходство с актёром. Также знаменитая пара — Он и Она, шарики-головы, надевались на пальцы актёра, а по руке располагалось тело куклы.
«У Образцова были настолько виртуозные руки, что он умел выразить телом куклы всё: и страсть, и недоверие, и смущение, и разочарование. Поэтому в итоге рука с шариком стала и символом нашего театра (она изображена на афишах, билетах), и символом мирового кукольного искусства», — рассказывает Светлана Гнутикова, научный сотрудник музея Театра кукол.
После знакомства с куклами в музее отправляемся в зал, где уже другие куклы разыгрывают представление. Примечательно, что репертуар кукольного театра не только детский. Да и в детских спектаклях каждый взрослый найдёт для себя что-то новое. Во время представления на сцене падал «настоящий» снег, в печке разгорался «настоящий» огонь, а из трубы шёл натуральный дым. Такая реалистичная обстановка, «ожившие» куклы никого не оставили равнодушными. И взрослые издавали удивлённые «охи» не меньше детей, оживлённо реагировали на действия, происходящие в сказке.
Мы с дочерью получили незабываемые впечатления!
Ирина Цыганова, мама, воспитатель
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку