"Игры и Игрушки" №2-2013
«Мусорная» коробка
Например, в комплекте с пупсом-младенцем продаётся всё, что необходимо младенцу живому. Это комплекты одежды и постельного белья, соски, пустышки, бутылочки, пакеты со смесями, памперсы, горшок, погремушки, ванночки, кроватки, коляски-трансформеры. Как не порадоваться за своё чадо, которое получит в подарок такую игрушку!
«А что здесь плохого?» — скажут родители. Пусть ребёнок знает, как много действий должна совершить мама, ухаживающая за младенцем. Такому родителю возразить трудно, однако мы попытаемся это сделать. В игре активно развивается способность к замещению, которая вносит существенный вклад в становление знаковой функции сознания. Овладевая замещением, ребёнок в доступной форме усваивает сущность знака, который в дальнейшем должен стать орудием его психической деятельности.
«Каким же образом с этой способностью к замещению связана современная игрушка?» — спросят заинтересованные родители. Самым непосредственным. Именно она создаёт ситуацию, в которой действия замещения предметов теряют необходимость. Посудите сами, зачем маленькой маме искать, из чего сделать соску, бутылочку или игрушку для своего ребёнка, если все эти предметы содержатся в наборе с куклой? Зачем «покупателям» и «продавцам» обсуждать и договариваться до начала игры, что будет яблоками и грушами, морковкой и капустой. В наборе для игры есть полный набор продуктов. Как же тогда развивать знаковую функцию сознания и различные мыслительные операции, среди которых, так необходимые для школьного обучения обобщение и абстрагирование?
Мы провели исследование на базе детского сада. Сначала оценили «предметную наполненность» игровых наборов в старшей группе и получили следующие результаты. Набор для игры «Магазин» включал 76 предметов, «Парикмахерская» — 56, «Доктор» — 57, «Гараж» — 36, «Стройка» — 28, «Улица города» — 29 предметов.
Игры с такими игрушками лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: воображать и придумывать. Детям остаётся только воспроизводить предложенные действия, что они охотно делают.
Отправляясь на прогулку, не берите с собой «мешок игрушек», попробуйте обойтись подручными материалами: камешками, упавшими ветками, палочками, травинками.
Затем мы убрали из игровых наборов некоторые предметы и наблюдали за поведением детей. Они начинали искать недостающие предметы, упрекали сверстников, которые «играли и не положили игрушки на место». Когда поиски не давали результата, дети отказывались играть, «потому, что не получится». У детей уже сформировалась привычка использовать в игре большое количество аксессуаров и атрибутов, которые для них имеют сейчас высокую привлекательность.
Далее мы наблюдали следующую ситуацию. В одной из групп детского сада исчезновение предметов, необходимых для игры в парикмахерскую, не вызвало у детей негативной реакции и растерянности. Они тут же принесли большую коробку, наполненную «всяким мусором». В ней были колечки от пирамидки, коробочки, флаконы, мешочки с шишками, желудями, крышки от бутылок и банок и многое другое. Дети стали перебирать эти предметы и обсуждать, что будет мылом, шампунем, краской для волос, феном, косметикой, деньгами. Через некоторое время игра началась.
Из беседы с воспитателем мы выяснили, что эта коробка существует в группе давно, она регулярно пополняется и детьми, и воспитателями, и родителями. Воспитатели, начиная с младшей группы, учили детей использовать предметы-заместители, убирая время от времени из стандартных игровых наборов некоторые игрушки. Диагностика уровня развития способности к замещению свидетельствовала, что показатели у детей, пользующихся «мусорной коробкой», были выше, чем у детей из других групп.
«Ну и что теперь, не покупать детям игрушек?» — скажет родитель, прочитавший эту статью. Покупать обязательно! А чтобы развивать знаковую функцию сознания, которая так важна для будущего обучения, нужно иметь в виду следующее.
Покупая игрушки, обращайте внимание на количество единиц в игровых наборах. Если предметов в наборах много, убирайте из них некоторые игрушки и наблюдайте за поведением ребёнка. Пусть он попадёт в затруднительную ситуацию, а вы помогите ему выбрать предметы-заместители. Поверьте, они не снижают интереса и удовольствия от игры. Хвалите ребёнка, который придумал, как использовать тот или иной предмет в игре.
Совершая «ревизию» в детских игрушках, не выбрасывайте «мусор». Заведите отдельную ёмкость, в которую вместе с ребёнком соберите, как сказал бы психолог «полифункциональные предметы». Объясните ребёнку, что эти предметы вы будете использовать в игре.
Используйте для развития способности к замещению самые разные ситуации, например, ожидание. Вы ждете приёма у врача и у вас с собой всего одна игрушка. Играть с ней можно, используя в качестве предметов-заместителей всё, что есть под рукой: бумажный носовой платок, перчатки и шарфик, авторучку или зеркальце из маминой сумочки. В этом случае и время пройдёт быстрее, и игра станет полезной для развития ребёнка.
Ольга Крылова, ст. воспитатель
Центра развития ребёнка № 577,
Ирина Клименко, кандидат психологических наук,
г. Москва
- Комментарии