"Игры и Игрушки" №1-2024
Может ли мама заменить профессионального логопеда
Мой ответ, как специалиста со стажем работы – мама может помочь логопеду, но заменить полностью, конечно же нет. Сейчас очень много материалов на тему логопедии: видео, фото, чаты в соцсетях и многое другое. Куча советов о том, как ставить звуки, автоматизировать, делать артикуляционную гимнастику. Но, постановкой звуков однозначно должен заниматься профессионал. А вот родитель может помочь логопеду настроить ребёнка перед занятием в положительном ключе. На стадии автоматизации звуков маме или папе необходимо помогать ребёнку выполнять домашние задания и рекомендации логопеда.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика – это подготовительный этап для развития речевого аппарата. Что можно сделать для того, чтобы все упражнения выполнять правильно:
- Купить специальные книжки-раскраски для проведения весёлой артикуляционной гимнастики дома. Чередовать упражнения с раскрасками. Ежедневно повторять эти упражнения.
- Посмотреть видео, где мультипликационные герои показывают, что нужно открыть рот, показать язычок и делать различные упражнения. Также есть видео логопедов, где на собственном примере они показывают, как выполнять упражнения.
- Играть. Есть множество карточек с дыхательной и артикуляционной гимнастикой. Ребёнок вытягивает карточку и выполняет упражнение, а мама читает весёлый стишок в это время. Игра-ходилка или домино также могут помочь в выполнении артикуляционной гимнастики.
- Для дыхательной гимнастики можно вместе с ребёнком изготовить из картона, бумаги, ниток, новогодних украшений (например, дождик) специальные тренажёры, с помощью которых ребёнок научиться правильному речевому дыханию. Тренажёры, изготовленные своими руками, можно взять на приём к логопеду, где ребёнок с радостью продемонстрирует свои умения. Можно вырезать облако из картона, а к нему прикрепить длинные голубые нити – получится тучка и дождик. На нити ребёнок должен дуть, не надувая щеки. Это бывает сложно с первого раза – заставить нити шевелиться, но детям нравится такое занятие.
- Массаж щёк и губ. В домашних условиях можно делать массаж щёк и губ, просто пощипывая их пальчиками, это может делать ребёнок сам или с помощью взрослого. Во время говорения у нас задействован не только язык, но также щёки и губы. А если это всё не расшевелить, то и речь будет затруднена.
Далее, на этапе автоматизации звуков или развития речи в целом, как раз требуется помощь родителей. Каждый логопед задаёт домашнее задание, но не каждый родитель помогает в этом логопеду, а это очень важный момент. Вот тут родитель может заменить логопеда. Предлагаю несколько способов выполнения домашнего задания, не отвлекаясь от домашних дел:
Диалог
Во время любой игры с ребёнком родитель задаёт вопросы или создаёт общение, связанное с развитием речи или автоматизацией определённого звука. При этом произнося постоянно те звуки, которые требуются для отработки дома. Можно приобрести логопедическое лото или пазлы, где картинки будут подобраны по лексическим темам (овощи, фрукты, животные, времена года и так далее) и с упором на нужные звуки.Стишки, скороговорки
Во время прогулки или по дороге в детский сад можно повторять стихи, чистоговорки, скороговорки, придумывать рассказы, где участвует герой, в названии которого присутствует нужный звук.Игра в слова
Игра известна мамам, папам, бабушка и дедушкам, помогает пополнить словарный запас, автоматизировать звуки и развить фонематический слух. Это большая помощь логопеду, от умения правильно слышать нужный звук зависит не только автоматизация, но и дальнейшее обучение в школе. Очень много ошибок на письме дети допускают именно из-за несформированного фонематического восприятия.Игра в мяч
Не просто кидать или отбивать мяч, а со словами, которые нужно правильно произносить. В данной игре задействуется несколько функций мозга: нужно успевать отбить мяч, поймать его и одновременно произнести слово правильно. Игра + обучение всегда воспринимается детьми лучше и идёт на пользу.Отстукивать ритм
Мячом, ладошками, деревянными ложками повторять ритм за взрослым. Сначала с элементарного: раз-раз-пауза, раз-два-три. А далее усложнять ритмический рисунок. После того, как ребёнок научится правильно отстукивать ритм, можно присоединять слова, состоящие из одного слога, далее 2-3 слогов. Как правило, у логопеда это занятие будет называться логоритмикой, подключается музыкальный компонент, задействуются руки, ноги и обязательно речь.Всегда нужно стараться правильно говорить с ребёнком, играть с ним в игры, озвучивать все действия, даже в процессе одевания. Таким образом, родитель заменит логопеда на стадии развития и формирования речи.
Марина Палочкина, учитель-логопед,
ГБОУ Школа №460, г. Москва
- Комментарии