"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2013
«Моё новое имя – Игрушка»
Дети предлагали разные варианты решения проблемы: забавные, интересные, сомнительные, но один вариант удивил особенно. Жасмин предложила: «Давайте будем меньше игрушек покупать, они ведь ломаются часто, чтобы потом их не выбрасывать, а то железные вообще долго будут валяться. Мы лучше сами будем игрушки делать из всякого разного, что накопилось и выбросить хочется, а мы не выбросим, и сделаем что-то нужное». Подумали и пришли к единому мнению: изготовление игрушек – это экономный и полезный способ сохранения природы.
Отсюда и возникла идея – дать вторую жизнь ненужным вещам и материалам, а, следовательно, снизить количество выбрасываемого и покупаемого. Дети, родители и воспитатели нашей группы активно взялись за претворение в жизнь этой идеи. Наш проект получил название: «Мое новое имя – Игрушка».
Сочинили мы и девиз нашего проекта: Много чистых городов - для людей раздолье, много маленьких идей – открытий море, много увлеченных детей вырастет в талантливых людей.
1 этап проекта: подготовительный «Вторая жизнь ненужных вещей»
Сырьём для нашего будущего дела должны были послужить использованные и ненужные материалы. Такой процесс очень важен, сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и ненужные материалы получают новую жизнь. Были проведены беседы и обсуждения предстоящей затеи с детьми и родителями.Начался поиск и сбор материала. Многие семьи просто «фонтанировали» идеями и предложениями, поражали своими задумками. За короткое время был собран следующий набор для изготовления игрушек: крышечки, картонные цилиндры, капсулы от киндер сюрпризов, ткань, тесьма, магниты, липучки и т.п. Собирая разные материалы, ребята знакомились с их свойствами, разнообразной структурой, да и просто увлеклись так, что и мы, воспитатели, не могли оторваться от нашей задумки. Во время этого этапа работы у ребят возникло огромное количество вопросов, на которые, мы вместе с родителями, давали ответы.
- Из чего это сделали?
- Почему магниты не всегда соединяются?
- А если бы мы выбросили эти магниты, что бы было?
- Почему у липучки разные половинки?
- Как красят крышки?
- Почему пластик не рвётся?
- Почему через пластик видно не так, как через стекло?
- Когда смотрю в цилиндр, всё какое-то не такое, почему?
- Почему лучше выбрасывать в разные контейнеры стекло и бумагу?
- Безопасность материала (нетоксичный, не острый, не бьётся).
- Чистота (чистый и сухой).
- Доступность в обработке (режется, протыкается, склеивается).
2 этап проекта Основной: «Забавное превращение для увлечения»
Цена такой игрушки не рубли, а терпение, желание сделать её, а заодно и приобретение трудовых навыков и умений, развитие мышления и воображения. Бросовый материал даёт детям чувство независимости, его всегда можно найти, он разнообразен, а как развивает фантазию и воображение, вот уж где можно проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть свой творческий потенциал.Наша группа стала похожа на научно-исследовательскую лабораторию или конструкторское бюро. Каждое утро начиналось с обсуждения того, что придумали дома с родителями. Ребята познавали мир и себя в нём через открытие свойств, качеств, признаков предметов и экспериментирования с ними, развивали умение целенаправленно включаться в творческий процесс. В группе появилось огромное количество игрушек, сделанных своими руками. Некоторые вызывали особый интерес детей, и мы решили их усовершенствовать. Возникла идея более функционального использования материалов. Стали искать решение новой проблемы – как скреплять детали? Решили попробовать текстильные липучки и магниты. Так был создан «Бумцил» – конструктор из бумажных цилиндров и пластиковых крышек.
Ребята до сих пор поражают своими возможностями, а как они радуются своим достижениям и успехам товарищей. Приятно смотреть на увлечённых, что-то обсуждающих ребят, и на таких же заинтересованных родителей.
Конструктор – трансформер «Бумцил»
Характеристики:- Экономичность.
- Легкозаменяемые элементы.
- Практически полная самостоятельность детей в изготовлении (родители или воспитатели прикрепляют только липучки и магниты к пластиковым крышкам).
- Вариативность использования.
- Простор детской фантазии в конструкторских решениях.
- бумажные цилиндры из бумаги, пищевой пленки, обоев, полотенец;
- крышки от бутылок;
- проволока;
- текстильная липкая лента (от старых занавесок, одежды, сломанных игрушек);
- мягкие магниты и др.
- Цилиндры обворачиваем металлической фольгой или остатками самоклеющейся бумаги;
- Одна часть цилиндров остаётся в таком виде;
- К другой части цилиндров прикрепляем текстильную липучку по центру с двух сторон (внешних);
- К третьей части – по 2 липучки на края с двух сторон (внешних);
- К четвертой (меньшей) части – сверху 1 мягкий магнит или 1 липучку;
- К пятой части – прикрепляем магниты с внутренней стороны: 1 – внутри, 2 – чуть выступая наружу;
- На крышки наклеиваем липучки;
- Маленькие крышки вставляем в большие.
3 этап Завершающий: «Схем нет, правил нет, сделать неправильно невозможно, творим...»
Сначала мы рассчитывали, что ребята неделю позанимаются этой игрушкой и ... Ошиблись! Увлечение продолжается! Теперь затеваются коллективные постройки. Во время игры с конструктором ребятам приходится совмещать части по размеру (цилиндры разной высоты), и по соответствию вариантов крепления (липучки, магниты и т.д.). Проводя время за игрой, ребята развивают конструктивное мышление, воображение, усидчивость, выдержку, умение договариваться. Родители же получили часы радостного общения с детьми и совместного созидания. Они стали отмечать, что теперь больше понимают своих детей, вспомнили себя в детстве, как самим порой было тяжело оторваться от творчества. А иной раз удивлялись, как ребята придумывают такие конструкции? Особенно радовало, что ребята перестали просить: «Купи, купи!», теперь из «ничего» демонстрируют шедевры, да с таким воодушевлением.Заключительные мероприятия проекта «Моё новое имя – Игрушка»
- досуг «Мы играем»;
- выставка детских работ;
- родительская гостиная;
- детско-родительский конкурс;
- игровые тренинги с детьми младших групп.
- «Мы не покупали поезд, а он у нас появился;
- Мы не рыли колодец, а он у нас есть;
- Мы не искали в магазинах бегунок, но мы в него играем,
- Мы в группе, а у нас есть светофор, строительный кран;
- Мы не приобретали игру «Городки», а она у нас оказалась;
- Мы не могли на каждого купить «Ловишку», а тренируемся теперь все!»
Ещё много чего, на что мы не потратили ни рубля, а всё это у нас появилось с помощью наших рук и фантазии. В результате нашим проектом увлеклись все, папы оторвались от компьютеров и мастерят с детьми, мамы задумываются каждый раз, прежде чем что-то выбросить, старшие сёстры и братья помогают усовершенствовать игрушки: выдумывают подвижные части, соединения.
Наш проект «Моё новое имя – Игрушка» оценили по достоинству на окружном фестивале «Калейдоскоп проектов», где мы стали победителями!
Светлана Тычкина, воспитатель
детского сада № 2406 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии