"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Мой шкафчик
Воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста является важной педагогической задачей. В силу возрастных возможностей раздевание и одевание малышей занимает много времени в течение дня, часто сопровождается капризами и слёзами. Формирование навыков самообслуживания – процесс длительный и требующий от взрослых не только терпения, но и определённых знаний о физиологических и психологических особенностях детей. Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: приёма пищи, гигиены тела, опрятности, одевания и раздевания (нужно уметь снимать и надевать трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, обуваться и снимать обувь). Родители и педагоги учат ребёнка самостоятельно надевать, снимать и складывать одежду, ставить на место обувь. Ребёнок в возрасте от года до трёх лет копирует поведение взрослых, подражает им, а значит навыки самообслуживания лучше формировать в общении со взрослыми, в повседневной жизни и в игре. Наиболее эффективно ребёнок овладеет предметными действиями если будет включён в дидактическую или сюжетно-ролевую игру. Педагоги нашего детского сада разработали развивающий дидактический набор «Мой шкафчик», который направлен на ознакомление детей с предметами одежды и обуви, активизацию и расширение словаря, развитие мелкой моторики пальцев рук. В набор входят: сложенный из картона «шкафчик», комплекты одежды (5штук), обуви из бумаги и кукла (мальчик или девочка). Наборы изготовлены по количеству детей группы. Элементы одежды крепятся на куклу и складываются в «шкафчик» с помощью липучек. После знакомства с «наполнением» шкафчика, дети выполняют различные задания воспитателя. Дети, которые умеют говорить, называют все предметы одежды, обуви, которые они видят внутри шкафчика, а те малыши, которые пока ещё не умеют говорить, просто показывают нужные предметы. Кукла из набора – не просто красивая игрушка, она помогает детям раннего возраста запоминать последовательность одевания (раздевания) одежды. В процессе игры дети осваивают навыки самообслуживания, вначале под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно.
Дидактическая игра «Мой шкафчик»
Цель: познакомить детей с названиями предметов одежды и обуви по сезону; закрепить последовательные шаги по одеванию (раздеванию) одежды и обуви.Оборудование: куклы (мальчик и девочка); дидактический набор «Мой шкафчик».
Ход игры
Воспитатель рассматривает с детьми шкафчик, аккуратно открывает его и называет предметы одежды и обуви, показывает, как нужно брать с полок эти предметы. Затем просит детей назвать предметы одежды, взять их с полки шкафа, рассмотреть и сложить обратно. После этого вместе с детьми имитирует процесс одевания (раздевания) на прогулку, одновременно проговаривая общие последовательные действия.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определённой последовательности; воспитывать заботу о кукле.Оборудование: куклы (мальчик и девочка) по количеству детей; дидактический набор «Мой шкафчик»: комплект предметов одежды и обуви для мальчика (куртка, брюки, шапка, сапоги, кофта); комплект предметов одежды для девочки (куртка, брюки, шапка, сапоги, кофта).
Ход игры
Воспитатель: «Ребята, наши куклы хотят гулять, нужно их правильно одеть на прогулку. Давайте им поможем надеть кофту, брюки, шапку, куртку и сапоги». Под руководством воспитателя или самостоятельно дети последовательно одевают куклу на прогулку. Воспитатель побуждает детей к проговариванию: «Я надел кукле шапку» и так далее.
Дидактическая игра «Раздеваемся с прогулки»
Цель: закрепить умение раздевать куклу, правильно называть предметы одежды, складывать их в определённой последовательности в шкафчик; воспитывать навык заботы о кукле.Ход игры
Воспитатель имитирует движение по тексту: «Сначала мы снимем кукле шапку, затем расстегнём куртку и снимем её, теперь снимем сапоги и брюки» и так далее.
При этом важно не только в игре, но и в повседневной жизни, побуждать малышей аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь около своего шкафа, класть шапку на определённую полку в шкафчике. Конечно, следует учитывать, что дидактический набор «Мой шкафчик» наполняется предметами одежды и обуви в соответствии с реальным сезоном и погодой, с теми комплектами одежды, которые носят сами дети.
Использование игр и упражнений с дидактическим набором «Мой шкафчик» показало положительные результаты в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста и их речевом развитии. Дети быстрее смогли запомнить названия предметов одежды, обуви, усвоили правильную последовательность в одевании и раздевании. А также в процессе игр приучились самостоятельно убирать одежду в свои шкафчики. Дидактический набор можно использовать как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в подгрупповой деятельности с детьми. Главное помнить, чтобы при формировании навыков самообслуживания была создана доброжелательная атмосфера сотрудничества взрослого (педагога, родителя) с малышом. Дидактическое пособие «Мой шкафчик» также можно эффективно использовать и при ознакомлении детей с различными предметами ближайшего окружения, например, по темам «Игрушки», «Посуда», «Овощи», «Фрукты» и другие.
Свой опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста педагоги нашего детского сада представляли на семинарах-практикумах для коллег, которые используют в своей работе программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК» и образовательную программу «Мозаика», предполагающие творческий подход в деятельности воспитателя.
Ирина Федотова, заведующий
Ирина Гурова, старший воспитатель
Татьяна Быковская, воспитатель
МБДОУ ЦРР-Д/с № 17 «Чебурашка»
г.о. Подольск, Московская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии