"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Многофункциональный Куб
Цель данного пособия – помочь педагогам организовать предметно-пространственную среду с учётом принципов трансформируемости и полифункциональности для решения задач воспитания, образования, развития ребёнка в различных видах детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов организации педагогической работы.
Актуальность представленного пособия обусловлена необходимостью обеспечения предметно-пространственной среды мобильным и лёгким оборудованием. В основном в детских садах оборудование статично, игровая детская мебель закреплена и в связи с этим реализация некоторых требований и принципов ФГОС ДО не всегда возможна.
Предлагаемое нами развивающее пособие «Куб» представляет собой каркас куба, драпированный лёгкой тканью на завязках, позволяющий создавать условия для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, обеспечивающий реализацию задач всех образовательных областей.
Использование пособия «Куб» предоставляет педагогам возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, что позволяет наиболее ярко реализовать принципы трансформируемости и полифункциональности.
Организация образовательного пространства с помощью «Куба» и при этом использование разнообразных материалов, оборудования и инвентаря позволяют обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением (уголок уединения, сюжетно-ролевая игра, театрализованная деятельность);
- возможность самовыражения детей («фотосушка», выставки детских работ).
Физическое развитие
Куб трансформируется в форму змейки. В таком виде его можно использовать как снаряд на занятиях по физической культуре. Поточный способ выполнения движений: бег змейкой, подлезание. Можно использовать куб для самостоятельной деятельности в групповом помещении. Особенно дети любят проползать под верёвочками (с изменением высоты натяжения), прокатывать мяч, метать в цель предметы (подвешенные на одну или все стороны погремушки).Художественно-эстетическое развитие
Можно использовать данное пособие для организации театральной деятельности. На куб можно прикреплять декорации как на тканевой, так и на бумажной основе, сетке или другом материале, исходя из желаний и возможностей педагогов и тематики театрального представления. Очень интересно у нас проходят театральные постановки Би-ба-бо (пальчикового театра). Внутри куба могут находиться не только артисты, но и суфлёр. Действия могут проходить по кругу. Дети в роли зрителей в праве выбирать места в зрительной зале вокруг куба, а не только стандартно перед ширмой.Социально-коммуникативное развитие
Куб можно использовать как уголок психологической разгрузки и уединения. Он может быть размещён в любом месте групповой комнаты и установлен по желанию ребёнка. Внутри куба создаются соответствующие условия. Интерьер создают пуфики, подушечки, подвески, светильники на батарейках. Педагогом подбирается определённое музыкальное сопровождение. Для психологической разгрузки можно также использовать фотоальбомы, художественную литературу, планшеты для старших дошкольников с записями праздников, утренников, мероприятий.Познавательное развитие
В этом случае куб превращается в дидактическую игрушку. На основание куба натягиваются разноцветные шнуровки (варианты: цветная леска, резиночки). На них нанизываются бусины разного цвета, колечки и подобные материалы. Созданные таким образом условия способствуют: развитию мелкой моторики (дети передвигают предметы в определённом направлении сверху вниз, слева направо, снизу вверх, по всей длине от начала до конца); формированию навыков ориентировки в пространстве; выработке навыков счёта и умения сравнивать предметы по форме, величине.Можно использовать разноцветные прищепки, например, игра «Составь бусы». Развитию мелкой моторики способствует участие детей в «одевании» куба. Дети самостоятельно завязывают ленточки, вешая, таким образом, ткань на куб. Можно сделать на каждую сторону куба разное крепление: первая сторона – пуговицы, вторая – завязки, третья – липучки, четвёртая – молнии или застёжки.
Решение задач по направлению «Речевое развитие» происходит при использовании пособия в разных видах детской деятельности. Как ещё можно использовать куб? Всё зависит от вашей фантазии, придумывайте и реализовывайте, вот пример нескольких дополнительных вариантов:
- куб в виде змейки, задекорированный тканью или с цветными верёвочками, можно использовать как «фотосушку» для выставок детских фотографий, детских творческих работ, использовать для демонстрации образцов в процессе непосредственно-образовательной деятельности. В собранном виде можно использовать для игр «Чудесный мешочек», «Чёрный ящик» (дети отгадывают предмет, находящийся внутри куба).
- можно использовать для интеллектуальных игр, игра «Квадрат» по типу телевизионного шоу. Ребёнок находится внутри куба. Чтобы выйти из него и получить приз, он решает интеллектуальные задачи, выполняет определённые задачи, совершает действия в соответствии с правилами. Для этой игры используется прозрачная ткань или сетка, чтобы ребёнок был виден ведущему и участникам шоу.
Ольга Дербенёва, заведующая
Вероника Чупина, воспитатель, Елена Некрасова, воспитатель
Ирина Люлина, старший воспитатель МАДОУ Д/с №4, г.Пермь
- Комментарии