"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Мир научных экспериментов «Наураши»
Как известно, у старших дошкольников на фоне формирующегося логического мышления появляются зачатки исследовательских действий. Если ребёнок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам и свойствам. Когда дошкольники переходят от вопроса «Что это?» к вопросам «Что там внутри?», «Для чего это нужно?», мы и начинаем работу в цифровой лаборатории «Наураша».
Некоторые могут сказать: «Ну вот, опять очередная цифровая технология. Дети итак целыми днями в гаджетах», – и ошибутся. Нашей задачей является не вовлечение ребёнка в цифровое пространство, а возвращение его в реальный мир, полный тайн и открытий. В нём интерактивный герой Наураша помогает провести настоящие научные эксперименты.
Всё то, что тысячелетия будоражило умы человечества, являясь, по сути, предметом изучения таких наук, как биология, физика, химия, а сегодня и робототехника, в комплексе «Наураша» представлено в доступной детям форме. Экспериментируя, создавая интересное пространство, взрослый использует открытые вопросы, подталкивающие ребёнка к поиску ответов. Количество и качество вопросов, умение строить предположения является основой любознательности.
Способы работы с цифровой лабораторией «Наураша» предполагают индивидуальную и подгрупповую работу, самостоятельную и регламентированную формы организации детей с возможностью повторения эксперимента. А наличие модели последовательности помогает детям самостоятельно провести опыт, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователем. Желание искать и находить – это способ удовлетворять свою любознательность.
Как известно, дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к наглядно-опытному методу познания мира. Используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы делаем игру «живой», и ребёнок исследует реальный, а не виртуальный мир. Детские вопросы, ответы на них и впечатления об экспериментах в блоке «Кислотность», хочется верить, сформируют основы здорового образа жизни. Начиная изучать с детьми блок «Кислотность», педагог даёт основные понятия «кислотности» и ставит проблему «Все ли продукты одинаковы на вкус?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить и сравнить кислотность продуктов. А можно ли измерить кислотность прибором? Всегда ли кислота живёт там, где кисло? Полезны ли кислые продукты? На эти вопросы дети получают ответы, выполняя задания Наураши в лаборатории.
Опыт 1. «Влияние кислоты на зубную эмаль»
Для проведения опыта мы подготовили яичную скорлупу и пробирку с уксусной кислотой. Рассказали детям, что в состав яичной скорлупы, как и в состав зубной эмали, входит кальций. Что же произойдёт, если яичную скорлупу залить раствором уксуса? Дети выдвигают предположения о том, как изменится состояние яичной скорлупы. Эксперимент проходит в течение суток. Через сутки дети самостоятельно делают вывод об оставшихся частичках скорлупы (от яичной скорлупы остаётся одна плёнка).Вывод: таким образом, если уксусная кислота разрушает яичную скорлупу, состоящую из кальция, то кислота, содержащаяся в газированных напитках, так же может действовать и на эмаль зубов, что способствует их разрушению и развитию кариеса.
Опыт 2. «Кока-кола разрушает зубы»
В закрытую и прозрачную ёмкость помещаем молочный зуб. Если кислотность уксуса и кока-колы практически равны, проверим, что произойдёт, если молочный зуб залить кока-колой? Выслушиваем детские гипотезы и наливаем в ёмкость газированный напиток. Уже на второй день химические красители, находящиеся в кока-коле, окрасили поверхность молочного зуба в тёмный цвет, а через неделю зуб раскрошился на части.Вывод: в кока-коле содержится повышенный уровень кислотности и химические красители, которые оказывают разрушительное действие на зубную эмаль, поэтому употребление газированных напитков и детям, и взрослым должно быть ограничено или заменено на соки и морсы.
Опыт 3. «Зубная паста укрепляет эмаль»
Для проведения опыта мы берём сырое яйцо и зубную пасту. На одну часть яйца наносим зубную пасту, другую часть оставляем без пасты и помещаем в раствор уксусной кислоты. Уже через день мы видим, часть яйца, покрытая зубной пастой, сохранила скорлупу твёрдой на ощупь, а часть яйца с непокрытой зубной пастой скорлупой стала мягкой и тонкой.Вывод: таким образом, находящиеся в зубной пасте минеральные вещества защищают скорлупу яйца от воздействия уксусной кислоты. А значит, зубная паста предохраняет и укрепляет зубную эмаль.
Проведённые опыты позволили построить перспективы новых исследований в модуле «Кислотность». Дети стали задавать вопросы: «Что будет с кислотностью, если изменится температура?». Детские вопросы стали поводом новой серии экспериментов, в которых мы измеряли уровень кислотности яблочного сока при комнатной температуре, в замороженном и размороженном состоянии, при кипячении. Изменения кислотности дети фиксировали в карте наблюдений.
Экспериментируя с дошкольниками в модуле «Температура», мы изучили основные понятия и перешли к работе в свободном режиме. Для наглядной демонстрации различных свойств температур берутся 4 одинаковых стакана (два с холодной водой и два с горячей), акварельные краски или пищевые красители. Горячую воду педагог окрашивает в чёрный цвет, а холодную – в жёлтый. Один стакан с холодной водой ставится в тарелку, второй стакан с горячей водой накрывается пластиковой карточкой, переворачивается и симметрично располагается на стакане с холодной водой. После того, как карточка осторожно вынимается, холодная и тёплая вода одинаковой плотности не смешиваются благодаря своим температурным свойствам. Эксперимент продолжается в той же последовательности, но теперь внизу стоит стакан с горячей водой. В итоге вода перемешивается сразу.
Таким образом, познакомившись с основами экспериментирования в модулях «Температура» и «Кислотность» цифровой лаборатории «Наураша», мы создали условия для проведения исследований в свободном режиме, где воспитанники вместе с педагогами ищут и находят ответы на детские вопросы, выдвигают гипотезы и приходят к первым открытиям в самостоятельном наблюдении, поиске, эксперименте. Так первые самостоятельные выводы и открытия позволяют поддержать детскую любознательность, а значит сформировать основы познавательного интереса.
Марина Долгова, старший воспитатель,
Юлия Хукоян, Юлия Климова, воспитатели,
МБДОУ «Д/с № 137», г. Ростов-на-Дону
Рекомендуем почитать
- Комментарии