"Игры и Игрушки" №4-2022
Методика «Добрые сказки»
Сказка является инструментом коррекции, моделирования поведения, она может работать с детским подсознанием, помогать анализировать и преодолевать трудности, развивать когнитивные процессы (память, внимание, речь, воображение, мышление). Сказочные персонажи знакомят ребёнка с культурой, историей, учат порядочности, способности к анализу, достижению целей. Сказка позволяет малышу познавать мир: думать, чувствовать, развивать эмоциональную сферу и личность в целом.
Методики развития, связанные с народным творчеством, представляют собой важный источник развития представлений детей о справедливости, честности, ответственности, учат нормам морали и нравственности. Одна из методик этого направления – это система Скребцовой и Лопатиной. Авторы самостоятельно придумывают детские сказки для развития гармоничной личности и творческих способностей. Мария Скребцова и Александра Лопатина – это необыкновенные педагоги, чья деятельность связана с изучением иностранных языков, литературы, художественной деятельности разнообразных эпох и этносов. Изюминка методик заключается в том, что авторы объединяют сказки в специальные группы, такие как: природоведение, творчество, здоровье, профориентация и так далее. Такая градация сказок удобна в работе, так как можно быстро найти необходимый для занятия материал, в зависимости о цели занятия с ребёнком.
Огромный вклад методика Скребцовой-Лопатиной вносит в формирование речи, расширение детского словарного запаса, логики, этических представлений, способствует вовлечению детей в процессы осмысления. Дети охотно участвуют в беседах о прочитанном, высказывают своё мнение, что помогает развивать собственную точку зрения, раскрепощаться, учиться думать и самовыражаться. Методика рассчитана на работу с детьми от самых маленьких (2-3 года) до младшего школьного возраста (8-9 лет). Система занятий по методике «Добрые сказки» содержит в себе необыкновенное количество сказок, из многочисленных стран мира, подходит для индивидуальной работы и для работы с группой. Образовательная деятельность должна проходить в свободно формате, где каждый малыш чувствует себя уютно и защищенно, как дома. Необходимое условие методики – обсуждение прочитанного. В конце каждой сказки содержатся вопросы и творческие задания. Педагог должен стимулировать желание детей не просто осмысливать, а находить ассоциации с событиями из собственного опыта, сравнивать ситуации, делать выводы. Основой методики является – размышление. В беседах о прочитанном, дети анализируют сюжет и самостоятельно приходят к различным выводам, могут дать оценку герою или событиям вокруг него. При помощи наводящих вопросов взрослого, ребёнок имеет возможность подумать, как бы он поступил в той или иной ситуации, будь он на месте героя сказки? Как бы это повлияло на сюжет? Детям нравится фантазировать, самим придумывать продолжение сказкам, менять сюжеты, это способствует развитию воображения, развитию личности.
Для закрепления пройденного материала в методике представлены задания различного плана: изобразить героя сказки, сделать поделку, создать костюмированную инсценировку сюжета. Представление в костюмах оставляет яркое положительное впечатление у ребёнка, дает возможность почувствовать эмоции героя сказки, формирует способность к эмпатии, сопереживанию. Труды Лопатиной и Скребцовой апробированы во многих детских садах и школах по России и СНГ, переведены на множество языков и пользуются большой популярностью в различных странах мира. Многочисленные благодарные отзывы от педагогов и родителей подтверждают удобство работы с методикой и благоприятное воздействие занятий на развитие детей различного возраста.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 2044 ДО №4, г. Москвы
Рекомендуем почитать
- Петровская акватория
- Закрась все фрагменты рисунка, на которых есть точки
- Алла Романова, главный редактор
- Комментарии