"Игры и Игрушки" №5-2012
Механические чудеса
Самые затейливые и сложные игрушки создавали в XVII–XIX веках. Игрушки того времени часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные драгоценности, их передавали по наследству.
Кукольные дома с полной обстановкой, редкая мебель, совсем как настоящая, посуда из серебра, слоновой кости, фарфора — всё копировалось настолько тщательно, что сегодня историки, художники, искусствоведы часто прибегают к помощи этих своеобразных игрушечных справочников. По нарядам кукол мы можем судить о мастерстве ткачей, швей, кружевниц, о моделях прошлых столетий.
Часто игрушки делались в расчёте на то, чтобы удивить, поразить не ребёнка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус их хозяина. Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии лет триста назад. Слуги встречают гостей и проводят их в большой нарядный зал. Горят сотни свечей.
В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встаёт, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет она превосходно. Окончив игру, она встаёт, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что артистка — всего лишь большая кукла. Хозяин доволен своей выдумкой.
Как ни странно, но в русской игрушке был воспроизведён и знаменитый Гаргантюа, созданный фантазией французского писателя Рабле. Сначала с иностранной гравюры он попал в русскую лубочную картинку под именем «славного попивалы и объедалы». А затем перекочевал и в игрушку, изображавшую такого же «объедалу» — с огромной головой, выпученными глазами и широко разинутым ртом, в который, если вращать ручку, с тарелки летели соединённые проволокой жареные утки, поросята и прочая еда.
В начале ХIХ века в русском обществе господствовали сентиментализм и романтизм. Появились игрушки-птички, нежно и грустно пищавшие при нажимании маленького меха в их подставке, игрушки птицы, кормившие птенцов.
Из-под рук троицких кустарей вышли франт и барышня. Он — в клетчатых брюках, в чёрном фраке, с начёсами на висках и шикарным коком на лбу. Она — в розовом платье с кринолином, диковинной причёской и огромным цветком в руке. Поворачивая рукоятку в подставке, можно было приводить щёголя и барышню в движение, и они начинали церемонно раскланиваться согласно этикету, царившему в тогдашних гостиных.
Другая излюбленная игрушка того же времени в различных вариантах изображает голубой пруд перед одним или несколькими раскрашенными домиками. По пруду от одного домика к другому или вокруг них плавают приводимые в движение вращающейся рукояткой белоснежные лебеди.
В этих игрушках плавание «гусей-лебедей» сопровождалось музыкой. Рукоятка, приводившая их в движение, вращала и барабанчик с натянутыми струнами, а за них задевало гусиное пёрышко. И в результате получалось тихое мелодичное треньканье, напоминавшее звуки тех эоловых арф, которые во времена Жуковского ставили на крыши беседок или среди ветвей, окружавших «таинственные» пруды.
Но мало кто знает, что эта замечательная игра, развивающая воображение и сообразительность, придумана не инженером, а приказчиком из мясной лавки в городе Ливерпуле Ф. Хорнби. Счастливая мысль — просверлить в планках отверстия для болтиков так, чтобы их можно было завинчивать на различном расстоянии и под различными углами, пришла ему ночью 1900 года в поезде. Впоследствии изобретатель нашёл для своей игры и удачное название — «механо». С каждым годом игра усложнялась, становилась всё интереснее и разнообразнее. За механической тележкой последовали паровозы, потом самолёты.
Часто игрушки делались в расчёте на то, чтобы удивить, поразить не ребёнка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус их хозяина.
Сейчас в мире насчитываются сотни различных видов конструкторов. Одна итальянская фирма выпустила даже набор, из деталей которого можно сделать машины, изобретённые Леонардо да Винчи. «Каждый день у вашего ребёнка будет новая игрушка. Причём он сделает её сам» — таков основной принцип изготовителей конструкторов. Есть наборы, из которых можно собрать всё: от обыкновенного домика до космического корабля. В их основе — разноцветные пластиковые «кирпичики», на которые крепятся различные строительные, отлично пригнанные друг к другу элементы.
Иностранные сюрпризы
Вот шустрый заяц грызёт морковку и при этом ещё поводит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Механический майский жук, равный по размеру живому, ползает, шевелит усиками, поднимает крылышки. А вот целый полк солдат под бой малюсенького барабана марширует по крохотной улице...Кукольные дома с полной обстановкой, редкая мебель, совсем как настоящая, посуда из серебра, слоновой кости, фарфора — всё копировалось настолько тщательно, что сегодня историки, художники, искусствоведы часто прибегают к помощи этих своеобразных игрушечных справочников. По нарядам кукол мы можем судить о мастерстве ткачей, швей, кружевниц, о моделях прошлых столетий.
Часто игрушки делались в расчёте на то, чтобы удивить, поразить не ребёнка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус их хозяина. Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии лет триста назад. Слуги встречают гостей и проводят их в большой нарядный зал. Горят сотни свечей.
В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встаёт, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет она превосходно. Окончив игру, она встаёт, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что артистка — всего лишь большая кукла. Хозяин доволен своей выдумкой.
Игрушки в России
После Отечественной войны 1812 года появляется бесконечное множество деревянных солдатиков — конных, пеших, с пушками, поодиночке и целыми взводами. Самых разных размеров — то крошечные, чуть ли не с кедровый орешек величиною, то в вершок, в два, три. Они часто снабжались заводным механизмом, и, например, бравые барабанщики с треском били в свои барабаны.Как ни странно, но в русской игрушке был воспроизведён и знаменитый Гаргантюа, созданный фантазией французского писателя Рабле. Сначала с иностранной гравюры он попал в русскую лубочную картинку под именем «славного попивалы и объедалы». А затем перекочевал и в игрушку, изображавшую такого же «объедалу» — с огромной головой, выпученными глазами и широко разинутым ртом, в который, если вращать ручку, с тарелки летели соединённые проволокой жареные утки, поросята и прочая еда.
В начале ХIХ века в русском обществе господствовали сентиментализм и романтизм. Появились игрушки-птички, нежно и грустно пищавшие при нажимании маленького меха в их подставке, игрушки птицы, кормившие птенцов.
Из-под рук троицких кустарей вышли франт и барышня. Он — в клетчатых брюках, в чёрном фраке, с начёсами на висках и шикарным коком на лбу. Она — в розовом платье с кринолином, диковинной причёской и огромным цветком в руке. Поворачивая рукоятку в подставке, можно было приводить щёголя и барышню в движение, и они начинали церемонно раскланиваться согласно этикету, царившему в тогдашних гостиных.
Другая излюбленная игрушка того же времени в различных вариантах изображает голубой пруд перед одним или несколькими раскрашенными домиками. По пруду от одного домика к другому или вокруг них плавают приводимые в движение вращающейся рукояткой белоснежные лебеди.
В этих игрушках плавание «гусей-лебедей» сопровождалось музыкой. Рукоятка, приводившая их в движение, вращала и барабанчик с натянутыми струнами, а за них задевало гусиное пёрышко. И в результате получалось тихое мелодичное треньканье, напоминавшее звуки тех эоловых арф, которые во времена Жуковского ставили на крыши беседок или среди ветвей, окружавших «таинственные» пруды.
«Механо»
Наступил ХХ век с его бурным развитием техники, пришло время и новых игрушек. Во всём мире мальчишки полюбили механический конструктор. Он состоял из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков, с помощью которых можно было сооружать подъёмные краны, мосты, тележки.Но мало кто знает, что эта замечательная игра, развивающая воображение и сообразительность, придумана не инженером, а приказчиком из мясной лавки в городе Ливерпуле Ф. Хорнби. Счастливая мысль — просверлить в планках отверстия для болтиков так, чтобы их можно было завинчивать на различном расстоянии и под различными углами, пришла ему ночью 1900 года в поезде. Впоследствии изобретатель нашёл для своей игры и удачное название — «механо». С каждым годом игра усложнялась, становилась всё интереснее и разнообразнее. За механической тележкой последовали паровозы, потом самолёты.
Часто игрушки делались в расчёте на то, чтобы удивить, поразить не ребёнка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус их хозяина.
Сейчас в мире насчитываются сотни различных видов конструкторов. Одна итальянская фирма выпустила даже набор, из деталей которого можно сделать машины, изобретённые Леонардо да Винчи. «Каждый день у вашего ребёнка будет новая игрушка. Причём он сделает её сам» — таков основной принцип изготовителей конструкторов. Есть наборы, из которых можно собрать всё: от обыкновенного домика до космического корабля. В их основе — разноцветные пластиковые «кирпичики», на которые крепятся различные строительные, отлично пригнанные друг к другу элементы.
Светлана Вишникина
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку