"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Математическое путешествие в космос
Цель: знакомство с письменным приёмом деления многозначного числа на однозначное.
Образовательные задачи: научить делить многозначное число на однозначное, опираясь на алгоритм деления.
Развивающие задачи: развивать умение использовать алгоритм деления при решении других примеров.
Воспитательные задачи: прививать познавательный интерес к математике путём интегрирования материала с другими предметами.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, таблицы звёздного неба.
Ход деятельности
Педагог: Звёзды гаснут, звёзды меркнут,Звёзды тают на руках.
Звёзды цвет меняют даже,
Звёздочки живут в сердцах.
Педагог: Ваши сердца загорелись? Вы захотели работать на уроке? (Ответы детей.)
Педагог: Ребята, а где можно увидеть звёзды? (Ответы детей.) Мы с вами отправляемся в космос, а значит, узнаем много нового и неизвестного.
Космос – бездна, океан
Звёзд, комет, планет и стран.
Много тайн здесь, много грёз,
Новостей, миров, прогноз,
Неизведанного много,
Интересного, чужого...
Космос нужно изучать,
Проверять, исследовать.
Помогают космонавты –
Люди смелые-таланты.
Уже многое открыто:
Млечный путь
Всем знаменитый,
Хвост кометы, плеяда звёзд...
Столько разного найдёшь!
Педагог: Записываем сегодняшнее число – 13 декабря 2020 года. Теперь запишем это число кратко. (Дети выполняют задание.) Отделяем классы. Читаем полученное число. (Ответ детей – 13.122.020.)
– Назовите, сколько в этом числе десятков, сотен, тысяч.
– Увеличьте это число на 1млн 1 ед. (Ответ детей – 14.122.021.)
– Назовите, сколько в этом числе десятков, сотен, тысяч.
– Назовите соседей этого числа.
– Уменьшите это число на 120 тысяч
– Полученное число увеличьте в 10 раз, в 100 раз. Читаем новое число.
Педагог: Найдите значение числового выражения: 19х100+(6х10–1) = ? (Ответ детей – 1959.) В 1959 г. межпланетная станция «Луна» впервые сделала фотографию обратной стороны Луны, которая не видна с Земли.
Педагог: Найдите значение числового выражения: (20х5+7х7)х1000000 = ? (Ответ детей – 149000000 км.) Это расстояние от Земли до Солнца.
Педагог: Найдите значение числового выражения: 5х500+700х5 = ? (Ответ детей – 6000 градусов.) Это температура на Солнце, а Солнце – это раскалённая звезда.
Педагог: Найдите значение числового выражения: 25х2+5х10+9 = ? (Ответ детей – 109 раз.) Во столько раз диаметр Солнца больше диаметра планеты Земля.
Педагог: Найдите значение числового выражения: (60х5+6х5)х1000 = ? (Ответ детей – 330000 раз.) Во столько раз масса Солнца больше массы Земли.
Педагог: Найдите значение числового выражения: 19х100+61х1 = ? (Ответ детей – 1961.) 12 апреля 1961 года русский космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый полёт в космос. Поэтому 12 апреля в нашей стране отмечают праздник – День космонавтики.
Педагог: Ребята, а это что? (Созвездие Большая Медведица.) Созвездие можно разделить на звёзды. И многозначные числа тоже можно разделить. И сегодня мы научимся это делать.
Педагог: Давайте попробуем решить данный пример – 972:4, используя алгоритм деления:
– Определяю количество цифр в частном.
– Ищу первое неполное делимое.
– Делю делимое 9 на делитель 4.
– 8 делится на 4 без остатка.
– Записываю цифру 2 в частное.
– Ищу остаток: 9–8=1.
– Сносим следующую цифру, получаю второе неполное делимое.
– Делю делимое на делитель – 17:4.
– 16 делится на 4 без остатка.
– Записываю цифру 4 в частное.
– Ищу остаток: 17–16=1.
– Сносим следующую цифру, получаю третье неполное делимое.
– Делимое 12 делится на 4 без остатка.
– Пишу в частное 3.
– В частном получилось трехзначное число. Читаю ответ – 243. (Аналогично по алгоритму дети решают следующие примеры: 7395:3, 9522:6, 8576:4, 6985:5.)
Педагог: Самое время немного отдохнуть.
Чтобы звёзды все найти,
В небо ночью посмотри…
Чтоб планеты знать вот эти,
Повторяй за нами это:
Мишка вышел за малиной,
Юра смог удрать низиной.
Педагог: А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив задание из учебника. Задача: «За три месяца библиотека получила 370 новых книг. За октябрь и ноябрь вместе – 250 книг, а за ноябрь – декабрь – 235 книг. Сколько новых книг библиотека получила в каждый из этих месяцев?»
Педагог: О чём говорится в задаче? Можем сразу ответить на вопрос? (Ответы детей.) Оформим в тетрадях краткую запись.
Ученик: Зная, что всего книг привезли 370, а за октябрь – ноябрь – 250 книг, узнаем, сколько за декабрь. (Запись на доске: 370–250=120(кн.) – привезли в декабре.)
Ученик: Зная, что всего книг привезли 370, а за ноябрь – декабрь – 235 книг, узнаем за октябрь. (Запись на доске: 370–235=135(кн.) – привезли в октябре.)
Ученик: За октябрь – ноябрь привезли 250 книг, мы узнали, что за октябрь – 135 книг. (Запись на доске: 250–135=115(кн.) – привезли в ноябре.)
Ученик: Ответ: 135 книг привезли в библиотеку в октябре, 115 книг – в ноябре, 120 книг – в декабре.
Педагог: Решите пример – 7854:7. (Дети выполняют задание.) У кого получилось двузначное число, поднимает жёлтую звезду, у кого – трёхзначное число – золотую звезду, у кого четырёхзначное – голубую звезду. А теперь давайте прикрепим эти звёзды на небо и озвучим правильный ответ.
Педагог: Ребята, сегодня мы учились с вами делить многозначные числа на однозначные. Мы много нового узнали о жизни звёзд на небе, планет во Вселенной. Сириус – самая яркая звезда в созвездии Большого Пса. Ярко-жёлтая звезда – Полярная указывает путь на Север. В ночном небе можно увидеть оранжевые, белые, красные, голубые звёзды. Наблюдать за звёздами можно в планетарии. Планетарий – это демонстрационный зал со специальным оптическим оборудованием, на потолке создаётся достоверная картина звёздного неба, воссоздаётся картина солнечных и лунных затмений, метеоритного дождя, пролёта кометы и других астрономических явлений.
Педагог: Вам понравился урок? Как же разделить многозначное число на однозначное? Кто из вас научился пользоваться алгоритмом? (Ответы детей. Педагог диктует домашнее задание.)
Педагог: Ребята, на выходных вместе с родителями побывайте в планетарии, понаблюдайте за планетами, кометами и звёздами, а потом поделитесь своими впечатлениями со своими одноклассниками.
Елена Шевцова, учитель
начальных классов ГБОУ г. Москвы
«Курчатовская школа», г. Москва
- Комментарии