"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Максимум комфорта, радости и развития
Для детей этой группы на протяжении 3-х часов 5 дней в неделю специалисты дошкольного образования — воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, логопед — организуют обучающий и развивающий игровой процесс. Многолетний опыт и теоретические знания помогли нам продумать и создать, на наш взгляд, функционально оптимальное образовательно-развивающее пространство игровой комнаты такой группы.
Помещение условно поделено на зоны, которые в целом составляют единую предметно-развивающую среду. Одни зоны полифункциональны и помогают решать сразу множество развивающих задач (зона активной игры, сухой бассейн, зона продуктивного творчества), другие несут узкую функциональную направленность (спортивный уголок, сенсорно-дидактические игры, книжный уголок, зона сюжетно-ролевой игры, уголок ряженья).
Всё пространство организовано вокруг зоны активной игры. Это самое просторное и светлое место в помещении игровой комнаты. Оно несёт наибольшую функциональную значимость, так как наши дети, с одной стороны, испытывают характерную для возрастного периода развития интенсивную потребность в двигательной активности, с другой — их двигательным способностям свойствен недостаточный и дисгармоничный уровень развития.
Эта зона выделена и обозначена круглым однотонным ковром светло-оранжевого цвета. Он создаёт солнечное, радостное настроение для всех присутствующих в группе, даже в пасмурный день. Форма ковра помогает сконцентрировать внимание детей на главном. Его округлость позволяет им чувствовать пространство с опорой на визуальный ориентир. Когда, например, они учатся водить хороводы, внутренний круг (вокруг которого водят хоровод) — гимнастический обруч, внешний — граница ковра (край ковра намеренно оторочен тёмным кантом).
Организации двигательной активности посвящён и спортивный уголок. Здесь специально подобрано оборудование и атрибутика, призванные сделать двигательную активность для детей привлекательной и увлекательной, а для педагогов — методически верной.
Дети нашей группы очень любят быть участниками какого-либо творческого процесса в зоне продуктивного творчества. Здесь на стене закреплена большая магнитно-маркерная доска белого цвета, к которой примыкает столик на мебельных роликах для игр с песком и водой.
В столешнице этого стола — прорезь, куда вставляются взаимозаменяемые контейнеры. Один, более глубокий — для воды, другой, менее глубокий — для песка. Контейнер может, оставаясь в прорези столешницы, накрываться крышкой, а стол при этом использоваться как журнальный.
В зависимости от задач, игровой развивающей деятельности, пространство этой зоны может изменяться за счёт способности столика легко передвигаться и становиться либо перпендикулярно к доске, либо вообще отодвигаться от стены, либо выкатываться в пространство игровой комнаты.
На доске наши дети рисуют разноцветными маркерами и фломастерами на водной основе, играют с геометрической мозаикой на магнитах, с набором разноцветных канцелярских магнитов двух величин, выкладывая из них бусы по заданному принципу и разнообразные образы: дом, забор, солнышко, грузовик, цветок, ёлка и т.п.
Когда в контейнере столика вода, то в игре, сочетающей использование доски, воды и соответствующего игрового оборудования, можно использовать игры с разнообразными цветными силуэтами из лёгкого винилового материала, которые, если их намочить, легко крепятся к доске. Когда в контейнере столика песок, дети могут делать разнообразные постройки при помощи песочных наборов, используя формочки, лепить куличи.
Для развития вестибулярного аппарата в группе имеется сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками двух величин четырёх основных цветов. Это же место оптимально подходит для формирования у детей навыков метания, перебрасывания (шарики не раскатываются и попадают в бассейн, а не в детей).
Шарики из «сухого бассейна» — благодатный развивающий материал: это и различение предметов по цвету, по величине (большой — маленький), по форме (в тазик без уголков детям предлагаем собирать шары, а с уголками — кубики), и различение предметов, включающих в себя сочетание нескольких качественных характеристик.
Шарики могут стать предметами-заместителями, с помощью воображения превратившись в большие и маленькие яблочки красного, жёлтого и зелёного цветов (в этом случае шарики помогут педагогу начать стимуляцию абстрактно-образного мышления, воображения).
Наше «ноу-хау» — мягкая зона «На полянке» в помещении игровой комнаты и отдельная сенсорная комната. Стены и пол мягкой зоны оформлены ковролином зелёного и голубого цветов. Ковролин на стенах выполняет функцию коврографа (плоскость, к поверхности которой могут крепиться предметы при помощи липучки).
Цвет и форма пространства мягкой зоны имитируют природу: трава, небо, кустарники, деревья. Это пространство, по нашему замыслу, может претерпевать сезонные изменения. В весенне-летне-осенний период на «зелёной поляне» группы «растёт» ковролиновая яблоня, которая крепится к стене-коврографу. К Новому году на месте ковролиновой яблони появляется ковролиновая ёлка. В преддверии Нового года дети наряжают ёлку всевозможными украшениями и поделками.
Организуя пространство сенсорной комнаты, мы постарались уйти от предлагаемого промышленным производителем безликого оборудования. По-прежнему полагаясь на цвета природы, которые приятно созерцать большинству людей (зелёный и голубой), мы постарались 18 м этой комнаты сделать мягкими и уютными, имитирующими домашние условия.
Комната выполнена из текстиля и ковролина, мягких складок полупрозрачной вуали, имитирующей облака и шатры. Здесь чудесным образом сочетаются зона водоёма и небесных светил.
Условия сенсорной комнаты помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, развивать координацию движений и вестибулярный аппарат, получать психологическое расслабление и душевное равновесие, расширять кругозор (путешествия к звёздам, тематические игровые взаимодействия, посвящённые космонавтике).
Светлана Антушева, педагог-психолог ГБОУ
«Детский сад комбинированного вида №2379»,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
- Стенды для образовательных организаций
- Увлекательные игры для развития детей
- Комментарии