"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Любит народ играть круглый год
Традиционные для каждого народа обычаи, обряды, особенности проведения праздников передаются от старших к младшим, как великая ценность и общее богатство. В соответствии с родительским заказом в нашем детском саду приобщение детей к народной культуре предусматривает знакомство с православными традициями. Педагоги формируют представления дошкольников о бытовом укладе православного сообщества и раскрывают особенности убранства жилища, народных костюмов, труда взрослых, проводят праздники «Пасха», «Приходила, Коляда», «Масленица», «Осенины» и другие.
Традиционно во время праздников взрослые и дети участвуют в играх с зазывалками, считалками, жеребьёвками, угадами, сговорами, певалками, уговорами. Например, на Благовещение мы играем с детьми в «Летал, летал воробей», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточки». На Пасху проводим игры «Селезень утку загонял», «Марома», «Дедушка Семак». На Троицу предлагаем игры «Горелки», «Маки-маки-маковочки», хоровод «Во поле берёзка стояла». В день памяти Петра и Февроньи празднуем День семьи, любви и верности, играем в игры «Посеяла ленок», «Плетень», «Прялица».
Хочу предложить вниманию читателей сценарий развлечения с подвижными играми, которые по обычаю мы проводим в православные праздники годового круга.
Цель: приобщить детей к традициям православной культуры.
Обучающие задачи: обобщить представления о православных праздниках.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, быстроту и ловкость движений, навыки выполнять движения в соответствии с характером и динамикой музыки; эмоциональное восприятие событий, произвольное поведение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к духовным традициям своего народа.
Ход развлечения
(Дети идут по залу под народную плясовую мелодию и находят цветок, состоящий из жёлтого, белого, зелёного и красного лепестков.)Педагог: Ребята, это необычный цветок! Его лепестки обозначают разные времена года. Давайте вспомним важные события, которые по традиции русского православия мы отмечаем в году. Красный лепесток – это лето.
Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу- праздник встречать пришли.
Троица зелёная - гостья наша дорогая.
В Троицу вспоминают и прославляют сошествие Святого Духа на учеников Христовых. В этот праздник принято украшать жилище берёзовыми ветвями, водить хороводы и плести венки. (С детьми проводят игру «Венок». Они стоят в кругу с поворотом туловища вправо, затем «закручивают» круг в спираль и «раскручивают» его, затем идут в другую сторону и вновь «закручивают» круг.)
Дети: Берёзка деточек кричала, к себе призывала:
Идите, деточки, на луг гулять, зелёные веточки завивать.
Мы тебя, берёзонька, не согнём, на тебе мы веточки не завьём.
Завьёте венки зеленей – станете весь год веселей!
Педагог: Вы хорошо играли! Теперь очередь жёлтого лепестка.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
О каком времени года загадка? Каким бывает осенний лес? Какая погода осенью? Какие праздники отмечаем? (Дети отвечают на вопросы.)
Педагог: На Покров защитница покрывает народ своим покрывалом. Батюшка Покров, покрой избу теплом, а хозяина добром. (С детьми проводится игра «Покрывало». Ребята делятся на 4 подгруппы и образуют 4 круга. В центре каждого из них на стуле находится платок с национальным узором. Взявшись за руки, дети каждой подгруппы идут переменным шагом по своему кругу и поют.)
Дети: Мы весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок. (Под мелодию «На горе-то калина» дети образовывают общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платки и поднимают их за углы над головой в виде крыши.)
Педагог: Осень заканчивается, и наступает… (Дети называют зиму. Педагог обращает их внимание на белый лепесток цветка.) Какой большой праздник мы отмечаем зимой? (Дошкольники называют главный праздник в году – рождение Спасителя.) Давайте поиграем в игру «Метелица». (Под музыку дети выполняют движения, согласовывая их со словами.)
Вдоль по улице метелица метёт, (Дети идут по кругу.)
Скоро все она дорожки заметёт.
Ой, жги, жги, жги говори! (Делают 3 скользящих хлопка руками.)
Скоро все она дорожки заметёт. (Поднимают руки вверх и качают ими.)
Запряжёмте-ка мы в сани лошадей, (Высоко поднимают колени.)
В лес поедем за дровами поскорей.
Ой, жги, жги, жги говори! (Делают 3 скользящих хлопка руками.)
В лес поедем за дровами поскорей. (Бегут друг за другом по кругу.)
Рысью, рысью друг за другом побежим, (Передвигаются подскоками.)
И скорехонько до леса добежим.
Ой жги, жги, жги говори (Делают 3 скользящих хлопка руками.)
И скорехонько до леса добежим.
Топорами мы ударим дружно в лад, (Поднимают сцепленные в замок руки.)
Только щепочки по лесу полетят. (Делают руками рубящие движения.)
Ой, жги, жги, жги говори! (Выполняют 3 скользящих хлопка руками.)
Только щепочки по лесу полетят. (Движения со словами повторяют 2 раза.)
Педагог: Весной раскрываются почки на деревьях, зеленеет трава, появляются первые цветы. (Педагог подводит детей к выводу: зелёный лепесток цветка обозначает пробуждение природы весной.)
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы радостно запели: «Пасха! Пасха к нам пришла!». (Звучит аудиозапись праздничного колокольного звона.)
Это праздник, который знаменует воскрешение Христа. Скажите, что делают на Пасху? (Дети рассказывают о своём участии в праздновании православной Пасхи. Затем с дошкольниками проводят эстафету «Кто скорее перенесёт яичко». Дети переносят ложками яйца на расстояние 3 м из одной тарелки в другую. Побеждает команда, которая быстрее перенесёт все яйца, не уронив их.)
Педагог: Ребята, мы с вами побывали на прогулке в разное время года, и опять начинается лето. Всё идёт по кругу. (Педагог демонстрирует последовательность годового природного цикла с помощью цветка.) А теперь сюрприз! (Детям вручают медали с изображением этого цветка.)
Ирина Коржова, инструктор по физической культуре,
ЧДОУ «Православный д/с «Покровский», г. Белгород
- Комментарии