"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Логопедическая ритмика
В последние годы специалисты отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. В помощь остальным разработан метод логопедической ритмики
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Логоритмическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического развития. Логопедическая ритмика стоит на трёх китах – это движение, музыка и речь.
Раскрытие кисти педагога, повёрнутой ладонью вниз, служит сигналом для детей о начале игры. Сигнал сопровождается командой педагога: «Рассыпались горошины». Как только дети освоят это игровое упражнение, сигнал подаётся жестом, так как на жест дети лучше собирают внимание.
Взрослый, а за ним дети легко и спокойно бегут вдоль периметра, в каждом углу перескакивая ленточку, проговаривая при этом: «Уголок…. ещё уголок… ещё уголок…». Так все должны обежать не менее одного круга, обозначив своим движением (перескоком) со словом («уголок») все четыре угла.
Далее взрослый называет предмет (например: домик зайчика или домик медведя), а дети в соответствующем углу поднимают руки. Такую перекличку можно проводить в подвижном темпе – как игру, называя предметы (цвета) вразнобой, по нескольку раз меняя последовательность, чтобы дети удерживали внимание и не пропустили, когда назовут их «дом».
Несколько раз по звуковому сигналу дети то разбиваются по углам, то собираются в круг. Перед следующим повтором предложить детям, держась за руки и двигаясь по кругу, сместиться так, чтобы теперь они ориентировались на другие ближайшие углы.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Логоритмическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического развития. Логопедическая ритмика стоит на трёх китах – это движение, музыка и речь.
1. Упражнение «Рассыпались горошины»
Развивает умение видеть пространство, быстро реагировать на изменение в пространстве и находить своё место в нём, не мешая другим. Знакомя детей с правилами игрового упражнения, педагогу рекомендуется рассыпать перед детьми реальные горошины. Акцентируя внимание детей на том, что горошины рассыпались в разные стороны, по всему пространству и заняли каждая свою позицию, никому не мешая, имея своё личное неприкосновенное пространство, то есть свой домик.Раскрытие кисти педагога, повёрнутой ладонью вниз, служит сигналом для детей о начале игры. Сигнал сопровождается командой педагога: «Рассыпались горошины». Как только дети освоят это игровое упражнение, сигнал подаётся жестом, так как на жест дети лучше собирают внимание.
2. Упражнение «Машины»
Учит детей перемещаться в пространстве и выполнять словесные инструкции. В этом игровом упражнении детям предлагается представить себя машинами, которые передвигаются в любом направлении, но скоростной режим задаёт педагог словами: «Поехали». Эти слова произносятся в разном темпе, то убыстряя движение, то замедляя его. Если «машина» нарушает скоростной режим, то направляется на штрафную стоянку. Так как дети сами выбирают направление для своих машин, то они двигаются врассыпную. Столкнувшиеся «машины» отправляются в автомастерскую, для ремонта. Игра повторяется несколько раз.3. Упражнение «Ниточка-иголочка»
Развивает умение по волнообразной траектории двигаться «змейкой». Важно: перед началом проверить сцепление рук, чтобы во время движения цепочкой дети не разъединяли руки. Упражнение завершается замыканием цепочки в круг.4. Упражнение в круг – замыканием цепочки – ассоциации
Учит перестроению детей в круг и движению по кругу. Дети двигаются друг за другом (цепочкой), держась за руки. Педагог догоняет последнего (продолжая вести за собой детей), берёт его за руку и произносит: «Ой, что это у нас получилось?» (Круг). И далее педагог спрашивает: «На что похож круг?» Дети предлагают варианты: солнышко, мячик, помидор, арбуз. Далее за основу берётся какой-то определённый образ, чтобы при его обыгрывании выполнить движение группы детей в кругу.5. Сужение и расширение круга «Шарик сдувается и надувается»
Предлагается, держась за руки, маленькими шажочками двигаться к центру круга – до положения, пока соседи не встретятся плечами – это самое узкое состояние круга. Одновременно с продвижением к центру дети с помощью звукоподражания («ш-ш-ш-ш…» или «с-с-с-с…») имитируют сдувание шарика. Аналогично изображается, что шарик надувается.6. Движение по кругу: «Колесо катится»
Предлагается всем повернуться в одну сторону, продолжая держаться за руки. Это делается прежде всего за счёт поворота стоп носками по направления движения, и, таким образом, дети оказываются боком к центру круга. Далее даётся подсказка: чтобы «колесо» оставалось ровным, каждому ребёнку надо смотреть за плечо стоящего перед ним соседа. Во время движения по кругу взрослый проговаривает: «покатилось колесо, покатилось колесо… остановилось», «В другую сторону покатилось колесо, покатилось колесо…».7. Построение в круг (из центра)
Педагог, располагаясь в центре пустого пространства (зала), подзывает к себе детей и просит их встать «плотной кучкой» вокруг него, (проверяет, чтобы все дети оказались бы к нему лицом, спиной вовне). Затем, предлагает всем одновременно маленькими шажками отходить от него спиной назад, пока он не скажет: «стоп». И когда группа детей образует подобие круга, предлагает детям взяться за руки и выровнять круг. Затем можно повторить ещё 2–3 раза, чтобы дети, отходя (спиной назад) от взрослого не дожидались бы его команды остановиться, а сами останавливались, взявшись за руки.8. Уголки
Взрослый обозначает в группе «углы свободного пространства». И в этих «углах» раскладываются цветные ленточки (по одной в каждом «углу»), которые как биссектрисы делят каждый угол пополам. (И в дальнейшем выступают как символические барьеры, которые надо перепрыгивать).Взрослый, а за ним дети легко и спокойно бегут вдоль периметра, в каждом углу перескакивая ленточку, проговаривая при этом: «Уголок…. ещё уголок… ещё уголок…». Так все должны обежать не менее одного круга, обозначив своим движением (перескоком) со словом («уголок») все четыре угла.
9. Чей домик скорей соберётся
В каждый «угол» ставится стул, на каждый помещается игрушка или цветной флажок. Взрослый предлагает детям разбиться на 4 команды – каждая в своём углу («домике»), обращает внимание каждой команды на игрушку (флажок) в их доме и предлагает запомнить.Далее взрослый называет предмет (например: домик зайчика или домик медведя), а дети в соответствующем углу поднимают руки. Такую перекличку можно проводить в подвижном темпе – как игру, называя предметы (цвета) вразнобой, по нескольку раз меняя последовательность, чтобы дети удерживали внимание и не пропустили, когда назовут их «дом».
10. Перестроение из круга по углам и обратно
Взрослый собирает вокруг себя детей и предлагает им встать в круг. Затем каждому ребёнку нужно (не сходя с места) показать рукой, какой «угол» к нему ближе. Детям предлагается из круга отойти к ближайшему углу. Так они разбиваются на 4 группки, каждая – в своём углу. Затем каждой группке предлагается взяться за руки (короткая цепочка) и, спокойно двигаясь лицом к центру зала, перейти из своего угла в круг, пока крайние дети не встретятся с соседними цепочками (и так образуется круг).Несколько раз по звуковому сигналу дети то разбиваются по углам, то собираются в круг. Перед следующим повтором предложить детям, держась за руки и двигаясь по кругу, сместиться так, чтобы теперь они ориентировались на другие ближайшие углы.
Людмила Чувилёва, воспитатель
ГБОУ Школа №41, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку