"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Лиса – лесная краса
Образовательные задачи: учить детей видеть красоту животного мира, характер, образ животных и передавать её в своих рисунках с помощью разных выразительных средств пантомимики; обогащать словарь, развивать речь, давая оценку поступкам персонажей сказок; расширять знания о диких животных и их повадках; учить соотносить характер персонажей со знаниями о диких животных.
Развивающие задачи: развивать воображение, технические навыки работы с кистью, композиционные умения, мелкую моторику, плавность движения кисти руки; упражнять в смешивании красок, для получения нужного цвета.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к устному народному творчеству и художественной литературе, к театрализованной деятельности и книжной графике; формировать в детях чувство сопереживания к персонажам сказок.
Предварительная работа: рассматривание фотоиллюстраций и иллюстраций сказок с изображением лисы, чтение сказок, рассказов, стихотворений, потешек, пословиц; изображение лисы с помощью пантомимики, театрализация фрагментов сказок «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Лис и мышонок», «Кот и лиса», «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; работа с цветом – получение оранжевого цвета, путём смешивания двух основных цветов.
Материалы и оборудование: маски лисы, зайца, ежей и медведя, козы; презентация «Четвертый лишний» с изображением сказок о лисе, костюм лисы для взрослого; гуашь, палитры, кисти, баночки с водой, салфетки, тонированная бумага голубого цвета с «выразительной линией» по количеству детей.
Ход деятельности
(Воспитатель одевает детям маски. Дети встают в круг.)Воспитатель: К нам в гости пришли звери, сели под плетень и стали хвастаться. Покажем, как они это делали.
Тень-тень, потетень (Дети шагают по кругу, взявшись за руки.),
Выше города плетень (Дети поднимают руки.).
Сели звери под плетень (Ребята присаживаются.).
Похвалялися весь день (Дети разводят руками.):
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!» (Дети изображают, как лиса крадётся и виляет хвостом.)
Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!» (Дети прыгают на месте.)
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (Кистями рук изображают иголки, сжимая и разжимая пальцы.)
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» (Дети покачиваются с ноги на ногу.)
Воспитатель: Ой, какие молодцы, всем вы хороши. Вот были вы зверята, а теперь - ребята. (Дети снимают маски.)
Воспитатель: Скажите, а кто же из зверей всему свету краса?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Лиса – героиня многих известных сказок. А вы знаете, каких? (Дети перечисляют сказки.)
Воспитатель: В каждой ли сказке лиса была одинаковая по характеру?
Дети: Нет, лиса была разная, то хитрая, то добрая и даже злая.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, какой сюжет является лишним в этой сказке? (Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Дети смотрят на изображение, передаваемое проектором, называют сказку и лишний сюжет.) А как выглядит лиса, которая живёт в наших лесах? Хотите увидеть? (Рассматривание фотоиллюстраций с изображением лисы. Воспитатель читает текст, сопровождая его показом движений, характерных для лисы. Рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна».) У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Воспитатель: Мы увидели, какая лиса яркая, изящная, настоящая лесная красавица! А вот и сама лисичка к нам пожаловала. (Под музыкальное сопровождение в группу входит лиса и показывает повадки лисы. По окончанию песни лиса с полочки забирает игрушку-курочку и убегает.)
Воспитатель: Вот не даром народ сочинил про лису столько сказок!
Воспитатель: Дети, посмотрите, лисичка убежала и оставила вам подарок -подсказку. (На столах лежат листы голубого цвета с линией. Дети проходят за столы.) Как вы думаете, из какой сказки мы будем рисовать лису?
Дети: Из сказки «Лиса и волк», потому что на листе изображен снег.
Воспитатель: Что будет делать наша лиса? Что нам подсказывает выразительная линия?
Дети: Лиса идёт, крадётся.
Воспитатель: Какая по цвету лисичка? Какие цвета нужно смешать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нарисуем тёплую пушистую шубку, затем острую мордочку и пушистый хвост, которым лиса заметает следы. Потом добавим в краску чёрный цвет, чтобы нарисовать лапы и ушки. Концом кисти нарисуем тонкие лапы дугообразной линией, ушки на макушке, чёрный нос и глаза. Добавим белый «галстучек» на грудке и белый цвет на конце хвоста. Перед тем как рисовать лисичку, покажем, как она бежит. (Проводится пальчиковая игра «Лиса».)
Лиса по лесочку петляла («Шагаем» пальцами по столу.).
Хвостом следы заметала («Виляет» ладонями, изображая хвост лисы.).
А теперь давайте лисичку нарисуем. (Дети рисуют лису. Организация выставки, рассматривание работ.) Настоящая лесная красавица у вас получилась. Как вы думаете, почему лисе приходится убегать, прятать следы, хитрить?
Дети: Потому что лиса хищница, ей нужно кормить лисят. (Под музыкальное сопровождение в группу входит лиса, приносит корзину с угощениями.)
Лиса: Какая красивая я получилась на ваших рисунках. Спасибо за ваши старания, а я вам приготовила гостинцев. (Лиса передаёт корзинку и убегает.)
Воспитатель: Лиса в некоторых сказках была хозяйственной, заботливой, вот и сейчас она позаботилась и приготовила для вас угощения, за то, что мы её хвалили, лесной красавицей называли.
Наталья Гринько, воспитатель выс. кв. кат.
Ольга Никифорова, ст. воспитатель выс. кв. кат.
МБДОУ № 59, г. Салават, Респ. Башкортостан
- Комментарии