"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Лебедь для мамы
Предложение нарисовать для мамы красивого гордого лебедя или грациозную лебёдушку очень заинтересовало детей. Эту птицу многие из них уже видели в городских прудах, а юные путешественники – и в природных водоёмах. Не смотря на это, мы уделили внимание предварительной работе: детям рассказали сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»; рассмотрели с ними иллюстрации А. Ломаева, Т. Вульфа, В. Биро, В. Чинёновой; для уточнения представлений о форме тела лебедя в целом, а также о форме частей его тела и пропорциях между ними, об особенностях изгиба шеи дети слепили чёрного лебедя из пластилина и белого лебедя из глины.
Цель занятия: научить передавать образ лебедя в рисовании.
Обучающие задачи: закреплять навыки использования ближнего и заднего планов рисунка, получения нужного оттенка цвета при смешивании красок, рисования плоскими и круглыми кистями разных размеров.
Развивающие задачи: развивать умение соотносить форму предметов с эталонными фигурами и правильно передавать её в рисунке, совершенствовать метрические представления, технику рисования кистью; использовать приёмы объёмного изображения.
Воспитательные задачи: воспитывать представление о ценности самостоятельно изготовленного подарка, желание порадовать им близкого человека в праздничный день.
Материал: бумага А3 для акварели плотностью 200 г/м2; набор гуаши 12 цветов; палитра; кисти - щетина плоская №№ 4, 6, 8, белка круглая №№ 2, 3; ватные палочки; ёмкость с водой; салфетки; простые карандаши, ластик.
Ход занятия
1. Актуализация информации о птице. Предложить детям вспомнить, где они видели лебедя, что он делал. С помощью уточняющих вопросов подвести их к следующим выводам: лебедь может быть чёрным или белым, по форме плывущий лебедь очень похож на цифру 2, оперение у него гладкое, перья плотно прижаты друг к другу. Весной лебеди возвращаются домой, и некоторые из них прилетают, когда снег ещё не полностью растаял и лежит на берегах водоёмов.2. Подготовка красок и бумаги для рисования. Предложить детям нарисовать белого лебедя, который плывёт ранней весной по лесному озеру. Пояснить, что из-за движения и солнечных бликов оперение птицы и вода имеют оттенки разных цветов. Предложить выложить на палитру нужные краски; при затруднении отметить, что для передачи «зимней» цветовой гаммы окружающей природы и изображения лебедя пригодятся краски белая, чёрная, зелёная, синяя, охра, коричневая, красная.
Лист бумаги делим по горизонтали на две неравные части. На переднем плане, занимающем большую часть листа, будет изображён лебедь, и это позволит уделить внимание прорисовыванию птицы. На заднем плане будет нарисован заснеженный берег озера.
После объяснения дети подготавливают для рисования бумагу и краски.
3. Изображение контуров тела лебедя. Уточнить представления о форме туловища птицы и взаимном расположении частей её тела. Обратить внимание детей на то, что красиво выгнутая шея позволяет лебедю рассмотреть всё, что находится рядом на воде и под водой, а также повернуть голову и рассмотреть что-то в стороне. Предложить показать изгиб лебединой шеи пальцем в воздухе; продемонстрировать возможность поворота головы птицы с помощью позы руки «лебедь». Подвести детей к выводу о том, что голова птицы небольшая, аккуратная; красный клюв похож на лопаточку, а глаз – на большую чёрную точку.
Дети рисуют карандашом на бумаге контур лебедя: овальное туловище, затем от него вверх изогнутую шею, которая заканчивается небольшой овальной головой с клювом. Для оценки соответствия изображения замыслу предлагаем детям посмотреть на рисунок издали. Все необходимые, по мнению детей, изменения они делают с помощью ластика и карандаша.
4. Изображение воды. На переднем плане вокруг лебедя дети изображают воду. Для этого на плоскую кисточку из щетины набирают сразу 2 краски, например, синюю и белую (бирюзовую и белую, охру и белую). Затем короткими мазками в горизонтальном направлении краску наносят на место изображения воды, добиваясь эффекта смешения красок прямо на рисунке. Добавление небольшого количества охры позволяет показать отражение на воде солнечных бликов.
5. Изображение берега. Деревья на берегу задерживают солнечные лучи, поэтому там больше снега, и кромка берега покрыта снежными комками. Это можно показать мазками, набрав на кисточку больше белой краски.
6. Закрашивание контура птицы. Тело лебедя покрыто перьями, и, чтобы показать это, контур туловища дети не обводят, а накладывают на него краску мазками, смешивая набранную на кисточку белую и чёрную краску, белую и коричневую краску непосредственно на рисунке. Шею и голову птицы обводят по контуру круглой кисточкой. После этого шею гладко закрашивают этой же кисточкой, без мазков, или плоской кисточкой из щетины аккуратными мазками под углом 35о- 45о к горизонтальной линии. Голову лебедя из-за её небольшого размера закрашивают только гладко. Клюв рисуют красной краской, прикладывая плоскую кисточку боком, глаз – чёрной краской, набранной на ватную палочку или кончик круглой кисточки.
Для оценки соответствия цветового решения замыслу детям предлагают рассмотреть рисунки издали.
7. Изображение веток кустарников. Обращаем внимание детей на то, что растущие у водоёма кустарники склоняют часто к воде свои ветки. Они тянутся к озеру, но не касаются воды. Дети рисуют ветки кустарников круглыми кисточками разной толщины. Комки снега на них изображают белой краской без добавления воды, прикладывая ватные палочки или кисточки.
8. Для передачи объёма рисунка на воде около лебедя близко расположенными мазками изображают его тень. Некоторые ветки кустарников находятся ближе к нам, чем лебедь, и дети могут показать это, наложив изображение ветки на тело лебедя.
Рисунки лебедя могут украсить выставку детского художественного творчества и стать необычным подарком для мамы или бабушки.
Валентина Камышникова, педагог дополнительного
образования ИЗО студия «Вёшки» г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии