"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Культурные ценности родного края
Опыт знакомства дошкольников с творчеством художника А.А. Пластова
Для приобщения дошкольников к традициям родного края и ценностям отечественной культуры в нашем детском саду условия их художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития дополнены новым компонентом «Знакомство с биографией и творчеством художника А.А. Пластова». Предлагаю вниманию читателей опыт сотрудничества с детьми при проведении в изостудии «Радуга» нашей образовательной организации тематической арт-площадки и квест-игры.
Арт-площадка «Аркадию Пластову 125 лет» для детей старших и подготовительных групп была организована нами на территории развивающего пространства детского сада «Сенсорный парк». Её демонстрационный материал представляли мобильный стенд «Деревня Прислониха», репродукция картины А. Пластова «Лето», палитра, краски, кисти, емкость с водой. Раздаточный материал для творчества включал картонные заготовки в форме палитры, квадраты гофрированной бумаги разного цвета со стороной 2 см, клей. Для обеспечения возможности активного участия в обсуждении с педагогом по изобразительной деятельности содержания произведения А.А. Пластова и совместной продуктивной деятельности каждая подгруппа дошкольников посещала арт-площадку.
Ход беседы
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто такой земляк?
Дети: Это человек, который живёт на той же земле, где и ты.
Педагог: Мы с вами уже познакомились с творчеством художника Аркадия Пластова. Он наш земляк, потому что жил в Ульяновской области, в деревне Прислониха. (Демонстрирую фотографии на стенде.) Она как будто прислоняется к горе, за это и получила своё название. Вы знаете, кто такой художник?
Дети: Это человек, который может изобразить всё, что нас окружает.
Педагог: А вот маленький Аркаша Пластов этого не знал. Но однажды в Прислониху приехали настоящие художники, чтобы расписывать церковь. Ежедневно Аркаша приходил туда и наблюдал за работой художников. Он попросил отца купить краски и стал рисовать всё, что видел вокруг. Повзрослев, Аркадий поехал в Москву, чтобы учиться и стать художником. (Демонстрирую репродукцию картины.) Это одна из картин, написанных Аркадием Пластовым. (Предлагаю дошкольникам рассмотреть картину. Они выделяют на ней девочку, бабушку и собаку.)
Педагог: Обратите внимание на девочку. Во что она одета?
Дети: На девочке светлое платье, на голове красный платок.
Педагог: Что делает девочка?
Дети: Она собирает в кружку малину.
Педагог: Что делает собака?
Дети: Охраняет свою хозяйку.
Педагог: Как вы это поняли?
Дети: По её насторожённому взгляду, поднятым ушам.
Педагог: Кто ещё отдыхает на поляне? (Дети называют бабушку и говорят, что догадались об этом по её загорелой и натруженной руке.)
Педагог: Давайте представим, что мы находимся рядом с ними. Что вы слышите?
Дети: Пение птиц. Стук дятла. Жужжание пчёл. Писк комара.
Педагог: Какие запахи вы ощущаете?
Дети: Пахнет малиной, травой, полевыми цветами, молоком.
Педагог: Что чувствует ваша кожа?
Дети: Щекотание травы. Тепло солнечных лучей. Прохладу кувшина с молоком.
Педагог: Как вы думаете, почему герои картины расположились под берёзами?
Дети: Они спрятались от жарких лучей.
Педагог: Какое настроение вызывает у вас картина? (Дети делятся впечатлениями.) Как называется эта картина? Подсказка: художник назвал её по времени года. (При обсуждении ответов дошкольники делают вывод о том, что картина называется «Лето».)
Педагог: Чтобы показать красоту летней природы, художник использовал много разных цветов и оттенков. Попробуйте их назвать. (Дети выполняют задание.) В мастерской художника всегда есть краски, и нужный цвет или оттенок он может создать сам. Какие инструменты ему в этом помогают?
Дети: Палитра и кисти. (Смешиваю на палитре краски и предлагаю детям высказать предположения о том, какой цвет получится. Вместе убеждаемся в правильности ответов.) Вот какая волшебная палитра! Давайте сделаем такие же. (Раздаю детям заготовки и предлагаю разместить на них «краски» из смятой и скатанной в шарики гофрированной бумаги. Дети делают палитры.)
Квест-игра «Наша родина – Симбирск-Ульяновск» организована нами на разных участках детского сада. Дети приходят на них по определённому маршруту, поэтому в игре могут принимать участие несколько групп одновременно. Представлю задания на станции «Живописная».
На стенде представлены репродукции картин А. Пластова, И. Айвазовского и Н. Рериха; на столе находятся кубики, карандаши, коробка, книга, кувшин, краски, ключ, кружка. Приветствую детей и приглашаю их на выставку картин Аркадия Пластова. Отмечаю, что художник изобразил на них природу нашей области.
Переворачиваю стенд. Дошкольники рассматривают репродукции картин «Рисующий Коля», «Жатва», «Юность» А. Пластова и «Гуга Чохан» Н. Рериха. Они отмечают на одной из картин необычные горы, она написана другим художником. Называю картины и их авторов.
Обращаю внимание дошкольников на картину А. Пластова «Рисующий Коля» и поясняю, что художник изобразил здесь своего сына. Предлагаю назвать предметы, которые можно увидеть в комнате Коли, и каждому выбрать один из них на столе. Дети указывают на картине кубики, карандаши, кисти, коробку, кепку, кувшин, краски, и замечают, что на столе кисти и кепка отсутствуют.
Предлагаю ответить на вопросы: На какой звук начинаются названия предметов в ваших руках? Что общего у них и имени героя картины? Дошкольники отвечают на вопросы и отмечают, что имя Коля и названия предметов начинаются со звука [К].
Хвалю детей за внимательность, находчивость и взаимопомощь, вручаю им фишки за правильно выполненные на станции задания.
Светлана Дерюшева, воспитатель
по изобразительной деятельности
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
- Комментарии