"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Кубики историй
Всем известно, что с каждым годом растёт число детей с нарушениями речи. Поэтому речевое развитие является одной из основных задач в современном дошкольном образовании. Работая непосредственно с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, приходится постоянно совершенствовать свои знания, искать новые эффективные технологии для внедрения в свою практическую деятельность.
Не секрет, что новое – это хорошо забытое старое. Дети во все времена любили играть в кубики, а если это занятие помогает решать поставленные педагогом задачи – так это вообще здорово! Яркие картинки не оставляют детский глаз равнодушным. Им всегда интересно рассмотреть, потрогать, почувствовать, а потом и задать вопрос. Это является методом стимуляции речевой активности.
Изучив специальную литературу, я решила внедрить в свою практическую деятельность технологию сторителлинга или «Кубики историй». Сторителлинг – педагогическая техника с применением историй с определённой структурой и обязательно интересным героем. Направлена на разрешение педагогических задач воспитания, развития, обучения.
Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции слушателей и участников данной игры. Задача педагога заключается в умении свободно импровизировать, чутко реагировать на детскую аудиторию. Сюжет должен вызвать у детей определённые эмоции и интерес, быть убедительным, а история правдивой, даже если в ней будут мифические и сказочные сюжеты. Она должна задевать интересующие детей темы, содействовать решению значимых проблем.
Используя технологию «сторителлинга», важно соблюдать структуру:
- Вступление. Оно должно быть коротким, вызвать у детей интерес и увлечь его. Вступление сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей.
- Развитие события. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть даёт возможность основательнее проникнуть в суть проблемы, о которой рассказывается во вступлении. Эта часть истории создаёт определённое напряжение.
- Кульминация. Когда напряжение доходит до пика и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. В конечном итоге находится решение, и, как правило, совсем не то, которого мы ожидали.
- Заключение. Оно подытоживает рассказ одним предложением, как мораль в басне.
Считаю, что кубики историй интересны как взрослым, так и детям, поэтому родители могут тоже успешно использовать их в домашних условиях с ребёнком.
Какие возможности даёт сторителлинг детям, имеющим речевые нарушения? Вот некоторые их них:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
- создать благоприятную среду для речевой активности детей;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- повысить эффективность игровой мотивации детской речи;
- способствовать развитию устной речи дошкольников;
- создать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, а именно общим недоразвитием речи второго и третьего уровня, учитывая психологические и возрастные особенности, я адаптировала эту игру-технологию под них. В основе оставила всё те же кубики, обклеенные на каждой гране яркими понятными для детей предметными картинками. Задачи для детей ставила в соответствии с их речевыми возможностями. Например, одна группа детей, показывая предмет, называет его, рассказывает, какие действия можно с ним совершить, называет обобщающим словом группу предметов. Кубики с картинками «цветок» и «лейка» – по принципу фразового конструктора – означает поливать цветы. Другая группа детей составляет распространённые предложения, используя большее количество кубиков. Так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, задачу можно упростить. Поэтому сначала я показываю и рассказываю свою историю, затем мы составляем истории по очереди: педагог – ребёнок – педагог. Таким образом, педагог или родитель (в условиях дома) сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро учатся. И после нескольких совместных игр они стремятся, конечно же, от простого к сложному самостоятельно составлять свои истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в единую сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Сочиняя, ребёнок учится правильно выражать свои мысли и выстраивать логические цепи событий.
Ещё, что немало важно, это рисунки, изображённые на гранях кубиков, насыщены определёнными звуками, что позволяет параллельно автоматизировать их в самостоятельном высказывании ребёнка.
Систематически работая с «кубиками историй», дети начинают фантазировать, связывать образ на картинке с какими-то своими ассоциациями, и рассказ получается интересней и насыщенней. Таким образом, техника «сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для речевого развития и коммуникативной компетенции детей.
Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» с детьми дошкольного возраста с нарушением речи:
- развитие связной речи детей в занимательной для дошкольника форме;
- повышение мотивации детей на занятиях и, как следствие, повышение речевой активности детей;
- расширение запаса знаний об окружающем мире;
- развитие интереса к изучению нового, неизвестного в окружающем мире;
- развитие речи, внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия, ассоциативного и логического мышления;
- помогает ребёнку стать более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным;
- осуществление сотрудничества педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса.
Оксана Милова, воспитатель,
ГБОУ СОШ № 1 ОЦ, Д/с «Колокольчик»,
с. Борское, Самарская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии