"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Красота Вселенной
Представленный урок изначально был подготовлен как занятие программы дополнительного образования по изобразительному искусству для детей 7-8 лет, представляющей собой блок уроков-путешествий по планете Земля. С 2015 года внедрён в качестве модифицированного урока для обучающихся 1-го класса по программе Б.М. Неменского на тему «Красоту надо уметь замечать» в МБОУ «Школа №48» г. о. Самара.
Цель урока: привлечь внимание детей к изучению окружающей нас Вселенной.
Образовательные задачи: закрепить знания о космическом пространстве; продолжить формировать графические навыки; использовать «геометрический метод» рисования объектов.
Развивающие задачи: продолжать развивать наблюдательность; творческую активность; мелкую моторику рук и пространственное воображение; творческие способности; эстетический вкус и интерес; умение анализировать форму, цветовую окраску объектов.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к изображению окружающей действительности; воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
У учителя: презентация, макеты некоторых планет Солнечной системы (выполненные детьми детской арт-лаборатории «Ренессанс»), осколок железного метеорита, модели космических кораблей (приобретённые у компании «Де Агостини»).
У учеников: простой карандаш, лист или альбом, ластик, цветные карандаши.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, друзья. Сегодня мы совершим волшебное путешествие. Представим такую картинку (слайд 2) лето. Ласково светит солнышко, озорной ветерок нежно щебечет нам что-то в ушко. Вокруг море зелёного разнотравья красивых цветовых оттенков (красных, жёлтых, голубых). Вдруг какая-то сила поднимает нас вверх: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Земля оказывается далеко внизу, пушистые облака пролетают мимо, мы летим дальше и оказываемся…Ученики: В космосе!
Учитель: Правильно! Мы с вами сегодня вместе будем изучать космическое пространство. А можем ли мы совершенно безопасно находиться в космосе в наших простых одеждах?
Ученики: Нет! Там мы замёрзнем! В космосе нет воздуха.
Учитель: Чтобы мы чувствовали себя в космосе достаточно комфортно, нам понадобится…
Ученики: Скафандр (слайд 3).
Учитель: Несомненно, надев скафандр, мы из обычных людей превращаемся в космонавтов. Давайте вместе нарисуем человека в скафандре. (Учитель показывает слайд 4 с фотографиями первых космонавтов Ю. А. Гагарин и В. В. Терешкова).
Учитель: У нас с вами есть проблема – космонавт в одиночестве долго не проживёт, он будет нуждаться в чём?
Ученики: В другом космонавте, ракете, станции (слайд 5.)
Учитель: Посмотрим на наш рисунок. У нас есть космонавт, есть корабль. Мне кажется, здесь чего-то не хватает.
Ученики: Верёвки, каната, шланга (слайд 6. Учитель дорисовывает шлюзовой отсек и специальный фал, рассказывая о процессе выхода в открытый космос, о первых космонавтах, совершивший соответствующий подвиг, слайд 7.)
Учитель: Перед нами таинственное пространство космоса, которое мы должны исследовать. Для начала нарисуем наше главное светило – Солнце, которое выглядит как огромный шар с лучами (слайд 8. Ученики рисуют круг или дугу с лучами, вспоминая урок 1-й четверти, где были представлены разные типы рисования солнечных лучей, слайд 9.)
Учитель: Наше Солнце является… (Дети отвечают, слайд 10). Солнце – звезда, но почему же оно такое большое, а звёзды в небе мы видим очень маленькими? (дети отвечают: потому что они находятся далеко от нас). Правильно, и есть некоторые звёзды, которые в тысячи раз больше нашего Солнца. Давайте нарисуем эти светила. (Учитель предлагает варианты рисования звёзд, слайд 11, ученики изображают на листе понравившиеся версии.)
Учитель: Звёзды не живут отдельно, они существуют, также, как и мы, по соседству, образовывая галактики (слайд 12.) На слайде показана «Туманность Андромеды», а в какой галактике живём мы? (При затруднении учеников учитель подсказывает: Там высоко, высоко, кто пролил молоко и получилась млечная дорога. Дети вспоминают: Млечный Путь).
Учитель: Кроме звёзд наш космонавт видит нашу Землю (слайд 13.) Как все космические путешественники не могут обойтись без своего родного дома, наш рисунок также нуждается в наличии дорогой Земли. (Ученики рисуют Землю.)
Учитель: Земля является планетой. А есть ли ещё планеты в нашей Солнечной системе? (Ученики отвечают, что есть, слайд 14).
Этап урока с элементами беседы-викторины. На презентации представлены фотографии планет, дети отвечают на вопросы: названия и особенности планет. (Ученики рисуют понравившуюся планету с цветовыми особенностями - полосатый Юпитер, Красный Марс и другие).
Учитель: У некоторых планет есть сопровождающие их друзья, которые называются… (Дети отвечают – спутники, слайд 22. Ученики рисуют спутник «своей» планеты).
Учитель: Также в Космосе мы обнаружим с вами замечательных «странников», которые называются…Астероиды (слайд 23. Учитель рассказывает, что представляют собой эти малые тела, рисуя на доске. Ученики рисуют «свой» вид астероида).
Учитель: Некоторым людям в своей жизни везёт увидеть редкое явление, когда в небе появляется космическое тело с хвостом, которое называется… (Дети отвечают – комета, слайд 24. Учитель рассказывает, почему у кометы есть хвост, и как появляется «двойной хвост». В результате ученики рисуют «комету».)
Учитель: Случается в истории нашей планеты, когда на Землю падают небольшие «камешки», которые именуются… (Дети отвечают - метеориты, слайд 25. Учитель показывает детям настоящий осколок железного метеорита-сидерита)
Учитель: А когда метеорит летит по нашему небу, то он начинает «светится» и это явление называется … метеор или болид (слайд 26. Ученики рисуют метеорит.)
Учитель: А ещё в космосе, мы, наверное, сможем обнаружить ино… (Дети отвечают – инопланетян, слайд 27. Ученики рисуют инопланетный корабль.)
Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Мы с вами обнаружили, что наша Вселенная наполнена удивительной красотой. Поэтому, давайте почаще смотреть на наше удивительное небо!
Юрий Сусарев учитель изо,
педагог-организатор МБОУ
«Школа №48» г. о. Самара
- Комментарии