"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Краски весеннего леса
При обучении детей рисованию знакомлю их с нетрадиционными техниками изображения при использовании самых различных предметов и материалов: зубной щетки, катушки с нитками, мятой бумаги, ватных палочек, манки, солевой смеси и других. Дошкольникам интересно необычное применение вещей. Свободный выбор средств изображения, возможность проявить свои творческие способности, радость от полученного результата, осознание своей успешности и уверенность в новых достижениях – всё это способствует повышению интереса детей к рисованию.
Цель занятия: учить передавать свои впечатления о приметах весны с помощью нетрадиционных техник рисования.
Обучающие задачи: совершенствовать умение передавать в рисовании образы окружающих предметов и положение предметов в пространстве; учить применять нетрадиционные техники рисования при создании сюжетных композиций.
Развивающие задачи: развивать чувство формы, способность эмоционально воспринимать явления весенней природы; активизировать словарь по теме «Весна».
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Демонстрационный материал: мольберт, иллюстрации формата А4 с весенними пейзажами; карточки из голубого, зелёного, коричневого, жёлтого картона формата А4; лист белого картона с плотно нанесёнными разноцветными мазками.
Раздаточный материал: бумага для акварели белого цвета формата А4; набор гуаши 12 цветов, ёмкости с водой, палитры, кисти № 4, 5; влажные салфетки, бумага писчая формата А5 для тампонирования; катушки с нитками, простые карандаши; ватные палочки; ёмкости с манной крупой; разноцветная солевая смесь.
Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе и в состоянии деревьев, кустарников, первоцветов. Чтение произведений детской художественной литературы о весне. Приготовление с детьми солевой смеси для нетрадиционного рисования: смешать по 1 ст. ложке соли, муки и воды, добавить разноцветную гуашь.
Ход занятия
(Подходим с детьми к окну. Обращаю их внимание на изменения в природе, на состояние погоды. Затем, предлагаю пройти к мольберту, и привлекаю внимание дошкольников к расположенным на нём изображениям. Дети рассматривают на картинках сосульки, голубое небо и солнце, распустившиеся почки, первоцветы – подснежники, мать-и-мачеху.)Воспитатель: Ребята, когда всё это бывает? (Весной.) Каждое время года по-своему красиво. Сегодня мы отправимся в необычную художественную мастерскую. В ней каждая краска имеет своё место. Чтобы туда попасть, вы должны быть внимательными и отгадать все мои загадки. Отправляемся в путь! (Провожу с детьми двигательную минутку «По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке»: они продвигаются вперёд прыжками на одной ноге поочерёдно, прыгают на месте на обеих ногах.) Вот мы и в мастерской. (Обращаю внимание детей на карточки из цветного кар-тона, которые на подставках по одной расположены на каждом столе.) Давайте подойдём к столу с голубой карточкой. (Внимание детей обращаю на расположенные на столе листы белой бумаги формата А4 и А5, палитры, гуашь синего и белого цвета, кисточки, ёмкости с водой.) Угадайте, что можно нарисовать за этим столом.
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Дети называют - это небо.)
Конечно, это небо! Каким оно бывает весной? Подберите нужные слова.
Дети: Небо голубое, ясное, чистое, весеннее, оно высоко.
Воспитатель: Рисовать мы будем не кисточками, а бумажными комочками. Давайте сделаем их! (Дети выполняют пальчиковую гимнастику с листом бумаги формата А5.)
Лист сжимаем-разжимаем,
Вправо-влево покатаем,
В шарик ловко превращаем,
Краску дружно набираем.
Давайте нарисуем весеннее небо. (Напоминаю правила техники тампонирования. Дошкольники смешивают синюю и белую краску, изображают небо. Затем вместе переносим незаконченные рисунки на стол с зелёной карточкой.)
Воспитатель: Интересно, что можно нарисовать за этим столом? Отгадайте следующую загадку.
Пробиваюсь я в апреле,
Чтоб поля позеленели.
Покрываю, как ковёр,
Поле, луг и школьный двор. (Дети называют- это трава.)
Какой бывает трава весной?
Дети: Трава зелёная, мягкая, свежая, молодая, весенняя, сочная.
Воспитатель: Какие предметы на столе помогут нам изобразить траву? (Дети отвечают на вопрос и называют не только кисти, краски и карандаши, но и катушки с нитками. Они надевают катушки на карандаши, прокатывают их по краске, а затем по листу бумаги. Дошкольники изображают зелёную траву на своих рисунках с голубым небом.)
Воспитатель: Отгадайте третью загадку.
Его весной и летом, мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки
Но зимние метели в меха его одели. (Дети называют дерево.)
Какой краской мы нарисуем дерево? (Дети называют коричневую гуашь, поэтому предлагаю им подойти с рисунками к столу с соответствующей карточкой.) Чем можно нарисовать дерево? (Дети рассматривают находящиеся на столе предметы и отвечают на вопрос. Напоминаю им правила рисования манкой. Дошкольники рисуют деревья и кусты. Они промазывают части рисунка клеем ПВА и засыпают манкой, затем раскрашивают её коричневой гуашью.)
Воспитатель: Ребята, остались последние загадки.
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли… (Почки.)
Растут - зеленеют,
Упадут - пожелтеют.
Полежат - почернеют. (Листья.)
(Дети отгадывают загадки.) Какими бывают листочки весной?
Дети: Листочки зелёные, клейкие, молодые.
Воспитатель: Давайте нарисуем их на столе с разноцветной карточкой. Чем вы будете рисовать? (Дошкольники называют расположенные на столе ватные палочки и солевую смесью разного цвета на палитрах. Затем они изображают почки и листья.)
Воспитатель: Каких признаков весны пока нет у вас на рисунках? (Дети называют яркое солнце и цветы, изображают их, смешивая краски.) Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. (Рассматриваем с детьми рисунки, отмечаем их красоту. Рефлексия.)
Людмила Кожевникова
воспитатель ГБОУ
Школа № 953 ДО-3, г. Москва
- Комментарии